ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
58
афинян. О широте социальной свободы в античной Греции говорит и
другой факт – появление огромного слоя людей свободных профессий –
софистов (мудрецов и профессиональных учителей философии и
красноречия), риторов (ораторов, учителей ораторского искусства),
философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов и т.п.
Экономической основой высокой социальной мобильности явилось
бурное развитие ремесел, торговли, сельского
хозяйства на базе
индивидуализированной частной или корпоративной собственности,
которая предполагала минимальную зависимость от государственной
власти.
Все это стало предпосылкой для зарождения ряда элементов
гражданского общества (напомним: важнейшими признаками такого
общества являются: способность граждан к самоорганизации помимо
государства, способность граждан овладеть государством в своих
интересах). Широкое распространение в античном мире получили
самодеятельные общественные объединения – профессиональные,
религиозные. Примечателен и факт зарождения общественных институтов
социальной защиты – объединений граждан для оказания коллективной
помощи в случае болезни, смерти родственников, обнищания. Там же
возникло и нечто похожее на клубы по интересам – литературные,
философские общества и т.п.
Другим важным фактором прогресса античного мир стала традиция
цивилизованной
состязательности – агонистика. Ее суть – придание
благородной, общественно полезной формы естественному стремлению
людей к соревнованию, состязательности, соперничеству. При этом
главной целью соревнования считалось не уничтожение соперника, а
достижение наилучшего результата в какой-либо области деятельности.
Победитель же в качестве награды получал общественное признание и
почет. Наиболее ярко благородный дух агонистики выражает олимпийское
движение, которое зародилось в Греции еще в 776 г. до н.э.
Особенности политической сферы античной цивилизации
Именно в античной Греции (афинская демократия) впервые зародилась
и нашла практическое воплощение идея народного суверенитета, т.е.
признание свободных граждан (народа) верховным источником и
субъектом публичной (политической власти). Напомним, что слово
«демократия» имеет
греческое происхождение и буквально означает
«власть народа».
Там же, по сути, возникают основы либерального политического
порядка и правового государства, что прежде всего нашло выражение в
утверждении двух принципов: необходимость равенства общественных
условий для реализации неравных индивидуальных возможностей
граждан; равенство всех граждан перед законом. Это подтверждает другое
высказывание Перикла: «… законы
должны гарантировать равную
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- …
- следующая ›
- последняя »