Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

59
справедливость в частных делах всемМы повинуемся законам, а из них
в особенности тем, которые существуют на пользу обиженным».
Данные прогрессивные принципы воплощались на практике через
широкое и решающее политическое участие граждан в формировании
власти и в определении ее деятельности. Средоточием этих
демократических традиций стал полисгосударственно-политическое
образование, в
которое входили город и прилегающие к нему территории.
Все свободные граждане (за исключением рабов, пленных, иностранцев и
женщин) полиса участвовали в народных собраниях, в судах, в
обсуждении и принятии решений государственной важности. (Всеобщая
история государства и права. С. 51-65; Боннар А. Указ. соч. С. 139-160;
Древние цивилизации. М., 1989. С. 312-313; Запад и Восток. Традиции
и
современность. М., 1989. С. 5-15; Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 58-59).
Особенности духовно-культурной сферы античного общества
Как большинство народов того времени греко-римский античный мир
исповедовал религиозно-мифологическое мировоззрение. Но в отличие от
восточного человека, трепетавшего перед своими богами, греко-римляне
проявляли любознательность и даже дерзость в отношениях с
высшими
существами. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера изобилуют
эпизодами, где люди не только подчиняются божественной воле, но
сотрудничают с богами, а зачастую вступают с ними в противоборство
(Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1951. С. 37-46; Боннар
А. Указ. соч. С. 43-98). Более того, религиозная мифология была по-своему
рационализирована (разумно осмыслена
, логически систематизирована).
Примером здесь служит произведение философа и поэта Гесиода (VII в.
д.н.э.) «Теогония», в котором систематизирована предшествующая
древнегреческая мифология, последовательно описана родословная богов.
Примечательно, что уже в то время Гесиод называл мифы Древней Греции
«красивой ложью».
Поражает и особая деловая, практическая направленность религиозной
мифологии античности. Там боги
больше похожи на людей, которые,
однако, имеют преимуществаобладают бессмертием и отличаются
огромной силой и идеальной красотой. Их главная задачане столько
карать людей за грехи, сколько учить полезным практическим занятиям:
земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию,
гимнастике и искусству, т.е. всему тому, что усиливает господство
человека над
окружающей средой, способствует его
самосовершенствованию. Более того, статус богов представлялся
достижимым и для простых смертных. Об этом, в частности, говорят
предания о подвигах Геракла, а также вера многих греков в свое
божественное происхождение. К последним относится и выдающийся
античный философ Платон (прибл. 427-348 гг. до н.э.) ( Лосев А.Ф.,