Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 69 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

69
практически безграничной властью над единоплеменниками и их
имуществом. На этом этапе (догосударственном. – Авт.) у славян не было
ни институтов, ни чиновников, назначенных нести судебную или военную
функцию, следовательно, ничего, что бы напоминало хотя бы самую
рудиментарную форму государственности» (Пайпс Р. Россия при старом
режиме. М., 1994. С. 45).
Более того, культурный уровень
коренных племен, проживавших на
территориях, колонизированных восточными славянами, был также весьма
низок. На севере и северо-западе будущего Древнерусского государства
жили угрофинские, литовские и балтские племена (эсты). «Делясь на
много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы,
вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими
поселениями громадные пространства
всего русского севера.
Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые
финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко
поддавались всякому вторжению в их земли Грубый и суровый быт
литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян Там же, где
литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались
культурному их влиянию» (Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. –
М., 1993. С. 86-87).
На юге русские земли граничили с миром воинственных кочевников
(печенегиконец IX века; половцывторая половина XI), которые из
глубин Азии и Северного Кавказа проникали в южно-русские степи. Их
культурное влияние оказалось весьма незначительным, т.к., во-первых, в
их отношениях со славянскими племенами доминировал или конфликт или
изоляция и, во-вторых, потому что эти племена находились на этапе
родоплеменного строя.
Иначе обстояли дела с хазарами, осевшими в южнорусских степях и
на Кавказе, которые создали мощное государство (Хазарский каганат),
через которое проходили торговые пути и Европы в Азию.
Особенно
известны их столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел
на Дону. Господствующей религией там стал иудаизм. В VIII веке хазары
покорили некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи,
вятичи). Хазарское владычество имело не только отрицательное
(обложение данью), но и положительное значение для Руси, т.к. русские
получили доступ к
хазарским рынкам и втянулись в торговлю с Востоком.
Однако в Х веке под ударами печенегов и русских дружин Хазарское
государство распалось.
Начиная с XVIII века, в отечественной историографии дискутируется
так называемый норманнский вопрос. «Норманнская теория» была
выдвинута германскими историками Г. Байером и Г. Миллером,
служившими в России при дворе императрицы Анны
Иоанновны
(Ивановны). Ссылаясь на летопись Нестора «Повесть временных лет» (XII в.),