Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

70
немецкие ученые пытались доказать, что отсталость восточных славян, их
неспособность самостоятельно создать собственную государственность
являются врожденными и неустранимыми культурными свойствами. В
результате абсолютизировалось влияние варяжских (норманнских) князей
и их дружин на процесс формирования русской государственности.
Варягами (варангами, вэрингами) на
Руси называли норманноввыходцев
из Скандинавии, которые появились в русских землях в виде военно-
торговых дружин, занимавшихся торговлей с греками и арабами (торговый
путь «из варяг в греки»).
В пользу решающего влияния варягов на формирование
Древнерусского государства говорят следующие факты
. Во-первых, о
призвании варягов говорится в «Повести временных лет» – древнейшей
дошедшей до нас русской летописи, написанной в начале XII века монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором.
«В год 6370 (862), – говорится
там, – изгнали (славянские племена. – Авт.) варягов за море, и не дали им
дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал
род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали
себе: «Поищем себе князя, который
бы владел нами и судил по праву». И
пошли за море к варягам, к русиСказали руси чудь, славяне, кривичи и
весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите
княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и
взяли с собою всю русь, и
пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Труворв Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля» (Повесть временных лет // Памятники
литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 27).
Во-вторых, имена собственные первых русских князейнорманнские:
Рюрик (Hrurikr), Оскольд (Осколд, Hoskuldr), Трувор (Торвард), Игорь
(Ингвар), Олег, Ольга (Helgi, Helga) и т.д. (Платонов С.Ф. Лекции по
русской истории. М., 1993. С. 95-99).
Однако эти факты, если даже учитывать их достоверность, нельзя
считать решающими в истории становления русской государственности.
Следовательно, нельзя разделять мнение, по
которому восточные славяне
отличались какой-то особой невосприимчивостью к цивилизованному
образу жизни.
Во-первых, потому что практика призвания иноземных правителей
встречается в истории многих народов, включая европейские. «В ту эпоху,
отмечает С.Ф. Платонов, – вообще было очень велико выселение
норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу:
они
нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию» (Платонов С.Ф.
Лекции по русской истории. М., 1993. С. 88).
Во-вторых (и это самое главное) превосходство, доминирование
какого-либо этноса выражается, прежде всего, в доминировании его языка
и религии. В случае с норманнами в Русских землях ничего подобного не