ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
72
Византийское влияние на русское общество неоднозначно и по-
разному оценивается в отечественной историографии. Ряд авторов
расценивают его как в основном положительный и во многом решающий
фактор формирования цивилизации в Русских землях. По мнению П.
Сорокина, «основные черты русского сознания и всей компоненты русской
культуры и социальной организации, а также всей
системы основных
ценностей, представляли собой… воплощение положений христианской
религии» (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.
М., 1994. С. 116). Такую позицию можно подтвердить следующими
доводами:
1. Христианизации Руси способствовали ее вхождению в семью
европейских народов. «Все другие европейские народы, – отмечает в
связи с этим дореволюционный исследователь истории русской церкви
Е.Е. Голубинский, – были уже христианскими и начали жить тою
новую гражданскою жизнью, которую получили вместе с
христианством и которая отделяла их от народов языческих как
особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не
оставалось более сделать, как последовать примеру других»
(Хрестоматия по истории России, Т
. 1. М., 1994. С. 44).
2. Христианская религия стала важным фактором упрочения
централизованного Киевского государства, т.к. строго организованная
церковная иерархия способствовала централизации светской власти,
созданию и кодификации правовой системы. Еще при Владимире
Святославовиче из Византии пришел сборник церковных законов –
Кормчая книга (по-гречески Номоканон), который стал одним из
важнейших источников первого русского
свода законов «Русской
Правды» (XI в.). Более того, княжеская власть получила высочайший
авторитет как имеющая божественное происхождение. «Византизм в
государстве значит – самодержавие. В религии он значит христианство
с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от
ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский
идеал не имеет того высокого и
во многих случаях крайне
преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое
внесено в историю германским феодализмом», – так характеризует
византийскую культуру видный русский философ-славянофил К.
Леонтьев (Леонтьев К.Н. Записки отшельника. – М.: Русская книга,
1992. С. 19-20).
В то же время ряд видных отечественных историков, признавая
влияние Византии на Русь, считают
его не столь значительным и
определяющим. По мнению одного из идеологов российских
славянофилов Хомякова, «Древняя Русь восприняла лишь внешнюю
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- …
- следующая ›
- последняя »