Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 73 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

73
форму, а не дух и сущность православия». Такую оценку другой русский
историк и политик П.Н. Милюков обосновывает следующими
аргументами: а) уровень цивилизационно-культурного развития русского
общества к моменту принятия христианства (988-89 гг.) был несравнимо
ниже византийского, что объективно препятствовало истинному,
глубокому и органичному усвоению православия; б) до самого татаро-
монгольского нашествия
почти все наши митрополиты и значительная
часть епископата были греками, язык которых был непонятен
подавляющему большинству славян; в) период культурно-политического
общения Руси с Византией оказался по историческим меркам довольно
непродолжительным: в 1453 г. Византия пала, и с 1448 г. Русская
православная церковь стала самостоятельной; г) более того, в период
татаро-монгольского
ига (1237 г. нашествие Батыя на Русь) произошло
почти полное затухание религиозно-просветительских контактов с
Византией (Восточной Римской империей).
Расхождению путей культурно-цивилизационного развития Руси и
Запада, изоляции нашего общества от западной культуры во многом
способствовало доминирование отношений противостояния или взаимной
изоляции. На это, в частности, обращает внимание современный немецкий
исследователь
российской истории Людвиг Люкс: «До Петра Московскому
государству совершенно не мешала его технологическая и экономическая
отсталость (от Запада. – Авт.), так как оно в отличие от Запада обладало
«правильной» верой (православной. – Авт.), поэтому технические
достижения западных соседей никаких комплексов неполноценности в
России не вызывали» (Люкс Л. Россия между Западом и Востоком.
М.,
1993. С. 5).
Столь длительные противостояние и изоляция объясняются
следующими известными обстоятельствами:
а) конфессиональный фактор соперничество и противоборство
православия и католицизма, доходившее до военных столкновений. Так, с
1201 г. немецкие и шведские рыцари-крестоносцы, создав город-крепость
Ригу, при благословении римского папы начали серию захватнических
походов в районах Прибалтики и северо-
западной Руси, прикрываясь
необходимостью покончить с язычеством и православием, просветить
славянские народы светом истинного христианства. Эти походы
продолжались до 1242 г., когда русские войска под руководством
Александра Невского (1220-1264) нанесли сокрушительное поражение
немецким крестоносцам на льду Чудского озера. Это знаменательное
сражение получило название «Ледовое побоище»;