Социальная философия. Иванов В.В. - 66 стр.

UptoLike

Составители: 

66
Моральное сознание отражает нравственные отношения в форме мо-
ральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных
нормах, обычаях, традициях.
Наконец, формы общественного сознания различаются по их роли и
значению в общественной жизни общества. Это определяется теми функция-
ми, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетиче-
ской, воспитательной и идеологической функциях различных форм общест-
венного сознания, а также о функциях морального, политического и правово-
го регулирования поведения людей и их общественных отношений.
Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют
друг с другом. Тем самым общественное сознание выступает как некая цело-
стность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни.
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной соци-
ально-философской мысли России является вопрос о взаимоотношении об-
щественного сознания и общественного бытия. Причина в том, что закон оп-
ределяющей роли материального производства (общественного бытия) в
жизни общества, открытый К. Марксом в середине XIX века, в эпоху восхо-
дящего капитализма, был признан в отечественной обществоведческой науке
истиной, не подлежащей сомнению. «Сознание, писал Маркс, никогда не
может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть ре-
альный процесс их жизни». Итак, общественное бытие людей и есть та сво-
его рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании,
определяет его и обусловливает, в конечном счете, направление его движе-
ния, его «взлеты» и «падения», открытия и иллюзии. Общественное сознание
представляет собой осознание обществом своего общественного бытия. В
этом суть материалистического решения вопроса о соотношении обществен-
ного бытия и общественного сознания.
Вопрос о соотношении общественного бытия и общественного созна-
ния не так прост, как может показаться. Нельзя просто говорить о первично-
сти бытия и вторичности сознания в общефилософском плане потому, что
     Моральное сознание отражает нравственные отношения в форме мо-
ральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных
нормах, обычаях, традициях.
     Наконец, формы общественного сознания различаются по их роли и
значению в общественной жизни общества. Это определяется теми функция-
ми, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетиче-
ской, воспитательной и идеологической функциях различных форм общест-
венного сознания, а также о функциях морального, политического и правово-
го регулирования поведения людей и их общественных отношений.
     Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют
друг с другом. Тем самым общественное сознание выступает как некая цело-
стность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни.
     Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной соци-
ально-философской мысли России является вопрос о взаимоотношении об-
щественного сознания и общественного бытия. Причина в том, что закон оп-
ределяющей роли материального производства (общественного бытия) в
жизни общества, открытый К. Марксом в середине XIX века, в эпоху восхо-
дящего капитализма, был признан в отечественной обществоведческой науке
истиной, не подлежащей сомнению. «Сознание, – писал Маркс, – никогда не
может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть ре-
альный процесс их жизни». Итак, общественное бытие людей и есть та сво-
его рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании,
определяет его и обусловливает, в конечном счете, направление его движе-
ния, его «взлеты» и «падения», открытия и иллюзии. Общественное сознание
представляет собой осознание обществом своего общественного бытия. В
этом суть материалистического решения вопроса о соотношении обществен-
ного бытия и общественного сознания.
     Вопрос о соотношении общественного бытия и общественного созна-
ния не так прост, как может показаться. Нельзя просто говорить о первично-
сти бытия и вторичности сознания в общефилософском плане потому, что
66