Составители:
Рубрика:
68
ном объекте под воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото-
рые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содер-
жании термина выражена очень важная особенность культуры – заложенное
в ней человеческое начало.
Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение, и им
стали называть все созданное человеком. Культура предстает как сотворен-
ная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной.
Необходимо различать материальную и духовную культуру, при этом,
не противопоставляя их друг другу. Разделение культуры на материальную и
духовную очевидно, поскольку одна из них является продуктом материаль-
ного, а другая духовного производства. Ясно и то, что предметы материаль-
ной и духовной культуры используются по-разному. Орудия труда и произ-
ведения искусства служат разным целям. Но вместе с тем, и то и другое явля-
ется культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В
материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, по-
скольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только
и делает ее культурой. Продукты же духовной культуры всегда облечены в
материальную форму, ибо только таким образом они могут стать фактом об-
щественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой,
независимо от ее деления на материальную и духовную.
Определение культуры как всего созданного человеком является пре-
дельно общим, и недостаток его в том, что, во-первых, культура может вос-
приниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не
проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры.
В настоящее время существует, по крайней мере, несколько подходов к
объяснению и определению феномена культуры. В наиболее универсальном
виде культура представляет собой меру человеческого в человеке, характери-
стику развития человека как общественного существа. Именно культура от-
личает человека от всех остальных живых существ. Ряд исследований рас-
сматривает культуру сообразно видам человеческой деятельности. И дейст-
ном объекте под воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото- рые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содер- жании термина выражена очень важная особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало. Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. Культура предстает как сотворен- ная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной. Необходимо различать материальную и духовную культуру, при этом, не противопоставляя их друг другу. Разделение культуры на материальную и духовную очевидно, поскольку одна из них является продуктом материаль- ного, а другая духовного производства. Ясно и то, что предметы материаль- ной и духовной культуры используются по-разному. Орудия труда и произ- ведения искусства служат разным целям. Но вместе с тем, и то и другое явля- ется культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, по- скольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой. Продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут стать фактом об- щественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Определение культуры как всего созданного человеком является пре- дельно общим, и недостаток его в том, что, во-первых, культура может вос- приниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры. В настоящее время существует, по крайней мере, несколько подходов к объяснению и определению феномена культуры. В наиболее универсальном виде культура представляет собой меру человеческого в человеке, характери- стику развития человека как общественного существа. Именно культура от- личает человека от всех остальных живых существ. Ряд исследований рас- сматривает культуру сообразно видам человеческой деятельности. И дейст- 68
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- …
- следующая ›
- последняя »