Составители:
Рубрика:
70
ского опыта в истории, каждое новое поколение людей воспринимает этот
опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поко-
лениями.
В патриархальных обществах люди, усваивая культуру, воспроизводи-
ли ее образцы, внося минимальные изменения. Традиция здесь превалирует
над творчеством. Человек использует некий набор готовых стереотипных
программ (обычаев, ритуалов, навыков и т.д.) деятельности. Изменения же в
самих программах происходят крайне медленно. Такова, в основном, культу-
ра первобытного общества и более поздняя традиционная культура. Видимо,
такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима
для выживания человеческих коллективов.
В ходе истории те или иные общества отказываются от гипертрофиро-
ванной традиционности и используют более динамичные типы культуры, но
это не значит, что они могут отказаться от культурной традиции вообще. Бо-
лее того, культурная традиция как историческая память – непременное усло-
вие не только существования, но и развития культуры.
Очевидно, что вопрос о традиции в культуре и об отношении к куль-
турному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры,
то есть создания нового, приращения культурного богатства в процессе твор-
чества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой
реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется
субъектом творческой деятельности. Разумеется, не всякое новаторство есть
творчество культуры. Созидание нового становится одновременно творчест-
вом культурных ценностей, когда оно несет в себе всеобщее содержание,
приобретает общественную значимость.
Общественный прогресс, демократизация общественной жизни, дости-
жение высокого материального уровня жизни привели к формированию об-
щества, в котором культурные ценности перестали принадлежать элите и
стали доступны большинству людей, что обусловило появление массовой
культуры. Она создается средствами массовой информации и тиражируется
ского опыта в истории, каждое новое поколение людей воспринимает этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поко- лениями. В патриархальных обществах люди, усваивая культуру, воспроизводи- ли ее образцы, внося минимальные изменения. Традиция здесь превалирует над творчеством. Человек использует некий набор готовых стереотипных программ (обычаев, ритуалов, навыков и т.д.) деятельности. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Такова, в основном, культу- ра первобытного общества и более поздняя традиционная культура. Видимо, такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. В ходе истории те или иные общества отказываются от гипертрофиро- ванной традиционности и используют более динамичные типы культуры, но это не значит, что они могут отказаться от культурной традиции вообще. Бо- лее того, культурная традиция как историческая память – непременное усло- вие не только существования, но и развития культуры. Очевидно, что вопрос о традиции в культуре и об отношении к куль- турному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, то есть создания нового, приращения культурного богатства в процессе твор- чества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Разумеется, не всякое новаторство есть творчество культуры. Созидание нового становится одновременно творчест- вом культурных ценностей, когда оно несет в себе всеобщее содержание, приобретает общественную значимость. Общественный прогресс, демократизация общественной жизни, дости- жение высокого материального уровня жизни привели к формированию об- щества, в котором культурные ценности перестали принадлежать элите и стали доступны большинству людей, что обусловило появление массовой культуры. Она создается средствами массовой информации и тиражируется 70