Составители:
Рубрика:
71
посредством специальной индустрии. Массовая культура имеет своей целью
информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее
языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая куль-
тура не может заменить прикосновения к высокому искусству.
Выражение «массовая культура» часто употребляют с оттенком пре-
небрежения, имея в виду нечто вульгаризированное, низкопробное. Но поня-
тие массовой культуры может быть осмыслено и положительно, поскольку к
культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения
«массовая культура» заключается в том, что часто не массам предоставляется
возможность подняться до уровня настоящей культуры, а напротив, сама
«культура» подделывается под примитивные вкусу отсталых слоев населе-
ния, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня примитивизма. Это
не может не шокировать подлинную воспитанность: умным, высокообразо-
ванным людям преподносится серость, а то и просто глупость и пошлость.
Массовость культуры – это не обязательно ее низкий уровень будто бы
только для примитивно мыслящих, а формальная характеристика – своего
рода рынок искусства. Ведь и широким народным массам можно и нужно да-
вать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовной высоте. Для того
чтобы повышать культуру народа надо обращаться к истории культуры, ко
всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокооб-
разованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному. В обществе всегда
были, есть и будут люди с разными задатками и разным уровнем интеллекту-
альных возможностей и образованности. Деятель культуры несет ответст-
венность перед обществом, перед человеком.
Весьма актуальной остается проблема национального и интернацио-
нального в культуре. Интернационализм в культуре и духовной жизни – это
общечеловеческие ценности, выраженные в конкретных формах и социаль-
ных нормах, традициях нации или народности, это то, что объединяет наро-
ды. В современном мире интенсивно идут процессы интернационализации в
экономике, социальной сфере, политике. Это отражает тенденцию к едине-
посредством специальной индустрии. Массовая культура имеет своей целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая куль- тура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Выражение «массовая культура» часто употребляют с оттенком пре- небрежения, имея в виду нечто вульгаризированное, низкопробное. Но поня- тие массовой культуры может быть осмыслено и положительно, поскольку к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» заключается в том, что часто не массам предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры, а напротив, сама «культура» подделывается под примитивные вкусу отсталых слоев населе- ния, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня примитивизма. Это не может не шокировать подлинную воспитанность: умным, высокообразо- ванным людям преподносится серость, а то и просто глупость и пошлость. Массовость культуры – это не обязательно ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, а формальная характеристика – своего рода рынок искусства. Ведь и широким народным массам можно и нужно да- вать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовной высоте. Для того чтобы повышать культуру народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокооб- разованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному. В обществе всегда были, есть и будут люди с разными задатками и разным уровнем интеллекту- альных возможностей и образованности. Деятель культуры несет ответст- венность перед обществом, перед человеком. Весьма актуальной остается проблема национального и интернацио- нального в культуре. Интернационализм в культуре и духовной жизни – это общечеловеческие ценности, выраженные в конкретных формах и социаль- ных нормах, традициях нации или народности, это то, что объединяет наро- ды. В современном мире интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социальной сфере, политике. Это отражает тенденцию к едине- 71