Творцы философии: очерки о жизни и творчестве великих философов. Ивлиев В.А. - 103 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

103
Философская культура личности
(Вместо заключения)
Я эскизно воспроизвел исторический путь философии через краткое изложение жизни, творчества и
учения великих мыслителей. Каждый из них внес вклад в бурный и извилистый поток развивающейся мысли
человечества. Целесообразно в заключении подвести итог и ответить на вопрос, в чем же заключается фило-
софская культура личности. Я не претендую ни на что, кроме собственных рассуждений по этому вопросу. А
вы, дорогой читатель, с позиций своих знаний и убеждений полемизируйте со мной.
Прежде всего, подчеркну, что следует обращать внимание на специфику философского мышления при
сравнении философии с наукой, религией и искусством. Все эти четыре пласта духовной культуры (философия,
наука, религия, искусство) имеют сходство и различие. Как и наука, философия ищет истину, выявляет законо-
мерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Отличие же заключается в том,
что в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к объекту, к миру. В
философии всегда существовал и существует антропный принцип. В философское изучение объекта неизбежно
включается оценочный момент, а всякий оценочный момент содержит элемент субъективности, исходящий из
интереса, положения, условий познающего субъекта. Философская истина есть сплав объективности и субъек-
тивности. Философия и религия сходятся в том, что им одинаково присущ поиск высших ценностей, смысла
жизни. И философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении че-
ловека и мира. Их равно интересуют и вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? как
добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за
границы возможного опыта, за пределы разумного, иррационализм, в ней есть элемент веры, ей свойственно
сосредоточенное размышление, т. е. медитация. Но между ними есть и различие. Религия сознание массовое.
Философия сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры. У религии вера выше
разума. Философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда при-
ветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире. Сходство философии и ис-
кусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, пе-
реживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения фи-
лософии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только восприни-
маем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии
само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в
условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как
и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искус-
ством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель ис-
кусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через
пробуждѐнные им чувства.
Многие философы сосредотачивали внимание на онтологии, т.е. на учении о мире. Они хотели понять
мир как целостный организм, хотели обнаружить основу, субстанцию мира. Исходя из своих позиций, они пы-
тались создать идеальную модель мира или, как принято говорить, создать картину мира.
Создавая картину мира, философы обобщали достижения. В центре картины мира всегда находился че-
ловек, его многогранные связи с миром.
Большая группа философов сосредотачивала и сосредотачивает в наши дни свое внимание на пробле-
мах гносеологии, т.е. теории познания. Эти философы проявили себя в разработке общей теории познания, в
раскрытии уровней познания, в описании общих принципов взаимосвязи субъекта и объекта познания и обна-
ружении объективных ограничений субъекта познания, в описании противоречивого восхождения знаний от
относительной истины к истине абсолютной. На каждом этапе своего развития философия стремилась ответить
на вопрос: что есть истина? Было множество ответов на этот вопрос. Это зависело от исходных философских
аксиом. Наиболее распространенным определением истины является следующее: истина это знания об объек-
те познания, которые адекватно отражают свойства, признаки, структуру, изменение объекта. Истину рассмат-
ривают как нечто подвижное. Истина есть процесс. Знания об объекте познания изменяются под влиянием но-
вых открытий, новых способов описания объекта познания, новых способов проверки наших знаний. Установ-
лено, что в наши знания вкрадываются заблуждения, которые в силу многих причин возводятся в ранг истины.
В ходе расширения и уточнения знаний люди освобождаются от заблуждений, не подозревая, что некоторые
новые представления содержат новые заблуждения.
Каждый исследователь стремится найти истину. Как ее добыть? Сколько было споров по этому вопро-
су! Этот спор разгорался в том разделе философии, который называется методологией. Что такое методология?
Методология учение о принципах, методах познания и преобразования мира. В каждой науке используются
свои методы познания. В философии тоже формулируются свои методы познания. В настоящее время филосо-
фия изучает различные формы и методы познания. К ним следует отнести: анализ и синтез, индукцию и дедук-
цию, гипотезу и теорию, наблюдение и эксперимент, аналогию и моделирование, историческое и логическое,
верификация и парадигма и ряд других.