ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
НЕУВЯДАЕМЫЕ ЦВЕТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Культура Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай и другие государства) поражает
нас своей многоликостью и яркостью. До сих пор народы всех стран изумляются красотой философской мысли
Древней Индии, представленной многообразием философских школ: ортодоксальными – вайшешика, ньяя,
санкхья, йога, миманса, веданта и неортодоксальными – чарвака, буддизм, джайнизм.
Школа Вайшешика. Школа основана мудрецом Канадой. Он учил, что весь мир состоит из субстан-
ций, качества, действия, всеобщности. Существует девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир,
время, пространство, душа, ум. «Ум» и «душа» – вечные субстанции. Индивидуальная душа сознается внутрен-
не, умом индивида. Есть Верховная душа или Бог – Творец всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов.
Бог перемешивает атомы по закону Кармы. Любая личность должна стремиться к избавлению от тел. Освобож-
дение от цепи перерождений означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий. Можно достичь
блаженного состояния, став на правильный путь познания. Блаженство не есть избавление от страданий, а не
удовольствие. Человек имея свободу воли, дарованную ему Богом, может идти к счастью или несчастью. Все
индивиды рано или поздно могут достичь истинного познания самих себя и мира и тем самым окончательно
освободиться от всех страданий Только под любящим руководством Бога.
Школа Ньяя. Основателем является Готама. Он учил, что Бог сотворил мир не из ничего, а из вечных
атомов, пространства и времени, эфира, умов и души. Человек в реальном мире может жить счастливо или
страдать в соответствии со своим поведением в этом мире и в других мирах. Существование Бога Готама дока-
зывал следующим образом. Все на свете имеет причину, следовательно, и мир имеет причину – Бога. Все вещи
мира состоят из частей, но не из целого, значит, где-то есть целое этих частей, т.е. – Бог. Школа имела развитую
теорию познания, опирающуюся на законы формальной логики и исходящую из признания равного значения
эмпирических источников познания (ощущения, восприятия) и рациональных источников (свидетельства, срав-
нения, доказательства).
Школа Санкхья. Основателем считается мудрец Капила. Он утверждал: есть два источника мира и
две независимые первичные реальности. 1) Пуруша – разумное начало, начало вне мира объектов, вечное соз-
нание, недействующее и неизменяю щееся. 2) Пракрити – первичная материя, основа всех имеющихся матери-
альных вещей. Пракрити – вечное бессознательное начало. Сначала Пракрити существовала в аморфной, не-
расчлененной форме, а еѐ превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осу-
ществилось под влиянием трех качественных элементов (гун): 1) раджас (стремление); 2) та мае (тьма);
3) саттва (ясность). Гуны вызывают удовольствие, страдание, безразличие, а также активность и пассивность.
Эволюция мира начинается с соединения двух первоначал, возникает великий зародыш вселенной - «махат».
«Махат» обладает интеллектом, который дальше развивает мир. Затем возникает множество элементов, как
вещественных, так и духовных. Всего элементов-начал - двадцать пять. Человеческое «я» свободно и бессмерт-
но, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом. Итог такого смешения – горести и страдания. Если
мы осознаем, что наше тело и «я» – разные субстанции, если мы будем стремиться освободиться от телесного,
искать покой в себе, мы сможем достичь состояния свободы от страданий. Освободиться можно при жизни в
этом мире или после смерти в другом мире. Достижение свободы и покоя предполагает отрешение от мирской
суеты.
Школа йога. Основателем считается мудрец Патанджали. Философия йоги, делающая акцент на ис-
следование психологических категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из
положений о медитации различных ранее существовавших систем.
Йога более известна своей практикой достижения избавления от страданий и просветления. Есть во-
семь ступеней совершенствования:
1. «Обуздание». Здесь человек воздерживается от лжи, воровства, жадности и т. д. Главное – не нанес-
ти вреда чьей-либо жизни.
2. «Культура этики». Здесь воспитываются хорошие привычки, изучаются тексты «Веды»; человек
думает о Боге.
3. «Положения» - выработка устойчивых и удобных положений тела при размышлении.
4. «Контроль над дыханием». Комментарии здесь излишни. Некоторые «Йоги» могут замедлить и на
короткое время прекращать физиологически нормальное дыхание.
5. «Контроль над чувствами» - на этой ступени чувства как бы отделяются от объектов.
6. «Внимание». При этом внимание сосредоточивается на отдельном объекте (например, на собствен-
ном пупке).
7. «Созерцание» - продолжение внимания, когда мышление неуклонно и непрерывно сосредоточено на
объекте.
8. «Сосредоточенность» - состояние, когда созерцающее предмет сознание не просто проникает в
предмет, но и сливается с ним, перестает сознавать самое себя.
Школа Миманса. Школа была основана Джаймини примерно в 200 г. до н. э. Ее основная задача –
продолжить традиции Вед, особенно ритуальной их стороны.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »