ВУЗ:
Составители:
13
Все теоретические науки, основанные на разуме,
содержат априорные синтетические суждения
как принципы.
И. Кант
Всѐ сущее не делится на разум без остатка.
И. В. Гѐте
1. ОСВОЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
И УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Прежде чем приступить к изучению материала, дадим опреде-
ление понятия реальность (впредь мы будем стремиться к тому, что-
бы каждое важное понятие было определено, как это принято в есте-
ствознании); итак, реальностью будем называть все воспринимаемое
нами непосредственно или с помощью принятых в науке технических
средств. Иными словами, реальностью для нас будет все, что мы мо-
жем наблюдать.
У понятия реальность есть несколько синонимов – действи-
тельность, видимость и т. п. Мы же для строгости изложения будем
пользоваться только термином реальность.
1.1. ОБРАЗНАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМЫ
ОСВОЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ. РЕЛИГИЯ И НАУКА
Долгое время единственным воплощением реальности для чело-
вечества был так называемый микромир, т. е. то, что наблюдается не-
посредственно. С появлением микроскопа и, затем, телескопа про-
изошли важнейшие изменения в человеческом восприятии окружаю-
щего мира – радикально расширились масштабы реальности и в сфе-
ру реальности были включены микро- и мегамир. Здесь сама собой
напрашивается аналогия с ребенком: до некоторого времени весь мир
для младенца заключается в той комнате, где стоит его кроватка, –
детской – это и есть для него непосредственно воспринимаемая ре-
альность. И какое радикальное изменение представлений вплоть до
потрясения вызывает у ребенка знакомство с другими помещениями
квартиры, с улицей, с другим городом и миром вообще.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »