Концепции современного естествознания. Жереб В.П - 18 стр.

UptoLike

18
Христианство вот уже две тысячи лет обеспечивает устойчи-
вость человечества, поэтому христиане практически не подвержены
стрессу. Как только полноценная христианская вера утрачивает свою
определяющую роль в обществе (что проявляется в распространении
ересей, атеизма), спустя некоторое время, обычно через три поколе-
ния, общество утрачивает свою устойчивость. Христианская мораль
аналогична иммунитету здорового человеческого организма.
Рациональное освоение реальности человеком становится воз-
можным после достижения определенного уровня духовного разви-
тия образного освоения реальности, когда человек способен усваи-
вать, а затем и формировать абстрактные образы, т. е. когда сложи-
лись определенные чувства, когда человек владеет собой. Единство
мира чувствуется нормальным человеком. Однако люди наделены
также способностью анализировать, т. е. расчленяя целое, стремиться
разумом хотя бы схематично, в форме первично-вторичных, или при-
чинно-следственных отношений, понять его природу. Чувственное
восприятие первично и более глубоко. Рациональное представление
позволяет в абстрактной форме «увидеть» только определенную мо-
дель. Процедура рационального освоения реальности может рассмат-
риваться как процесс постижения закономерностей причинно-
следственных связей в процессе последовательного абстрагирования
отказа от частностей конкретных образов в пользу более общих зако-
номерностей. Формулирование общих закономерностей обеспечивает
необходимый уровень прогнозирования состояния реальности, тот
уровень устойчивости объекта либо человека, либо человечества
без которого невозможно их существование.
Отмеченную двойственность процесса освоения реальности че-
ловечеством в формах религии и науки можно рассматривать как
следствие «незрелости» человечества и, прежде всего, его рациональ-
ной формы науки, что не может не заботить широко мыслящих ее
деятелей. В воспоминаниях выдающегося физика, одного из создате-
лей современной квантовой теории, лауреата Нобелевской премии
Вернера Гейзенберга приводится его беседа с другим выдающимся
физиком ХХ века, тоже нобелевским лауреатом Вольфгангом Паули,
о роли религии и науки. Обсуждая отношение Макса Планка к рели-
гии и науке, В. Гейзенберг заключает: «Таким образом, обе сферы,
объективная и субъективная стороны мира, у него четко разъедине-
ны но мне такое разделение немного не по душе. Я сомневаюсь, что
человеческие общества могут долгое время жить с таким резким от-
граничением знания и веры» [6].