Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
отечественными исследованиями, концепция французского структуралиста
более детально рассматривает художественную модальность и нарративные
аспекты текста.
Уровень содержания и художественная рефлексия
Содержательный уровень литературного текста соотносим в первую
очередь с понятиями «тема» и «проблема» . Тема в ее усредненном
понимании это то, о чем повествует литературное произведение; проблема
та жизненная коллизия, решение которой ищется средствами искусства. В
интерпретации формалистов тема эмоционально нейтральна, в бахтинской
интерпретации, напротив, насыщена ценностными смыслами.
Безотносительно к разным интерпретациям тема всегда абстракция,
вкладываемая в текст или извлекаемая из него, но никогда ему не равная . Как
правило, исследуется не тематика как таковая , но либо логика авторского
мировидения, раскрываемая исходя из предрасположения писателя к
освещению определенных тем , либо логика воплощения художественного
замысла, переход от темы через художественный прием к тексту. В
последнем случае под темой имеется в виду пронизывающая весь текст
мысль о жизни (языке). Приемы выразительности элементарный набор
операций, в рамках которого формируется соответствие между темами и
текстами. Набор приемов выразительности образует своего рода
«грамматику выразительности» систему алгоритмов обращения
абстрактного тезиса в художественный текст. Текст в этой связи результат
смысловых и формальных преобразований темы и ее элементов (А,
Жолковский, Ю . Щеглов). Исследование движения от темы к тексту может
включать анализ способов опосредования авторского намерения
художественной рефлексии. Рефлексия, представляющая собой
реализованную в структуре текста мысль художника о путях воплощения
замысла, может проявляться различным образом . Это может быть
рассмотрение текста как разноуровневого высказывания (А. Аствацатуров),
«остранение» и «овеществление приема» , сориентированные на изумление
читателя (В. Шкловский), конфликтное столкновение риторического и
смыслового планов (В. Тюпа). Анализ художественной рефлексии высший
и завершающий этап исследования воплощения художественного замысла.
Вопросы к зачету
1. Расскажите об уровнях художественной реальности.
2. Опишите художественные функции звукового и графического
уровней текста.
3. Охарактеризуйте основные формы художественной речи.
4. Назовите и объясните основные понятия стиховедения.
5. Раскройте суть семного анализа текста.
6. Охарактеризуйте лексические и синтаксические средства создания
художественной выразительности.
7. Разъясните литературоведческое понятие «мотива» .
8. Расскажите о современных концепциях художественного образа.
9. Опишите типологию художественного образа.
                                    13

отечественными исследованиями, концепция французского структуралиста
более детально рассматривает художественную модальность и нарративные
аспекты текста.
           Уровень содержания и художественная рефлексия
   Содержательный уровень литературного текста соотносим в первую
очередь с понятиями «тема» и «проблема». Тема в ее усредненном
понимании – это то, о чем повествует литературное произведение; проблема
– та жизненная коллизия, решение которой ищется средствами искусства. В
интерпретации формалистов тема эмоционально нейтральна, в бахтинской
интерпретации,     напротив,     насыщена      ценностными       смыслами.
Безотносительно к разным интерпретациям тема – всегда абстракция,
вкладываемая в текст или извлекаемая из него, но никогда ему не равная. Как
правило, исследуется не тематика как таковая, но либо логика авторского
мировидения, раскрываемая исходя из предрасположения писателя к
освещению определенных тем, либо логика воплощения художественного
замысла, переход от темы через художественный прием к тексту. В
последнем случае под темой имеется в виду пронизывающая весь текст
мысль о жизни (языке). Приемы выразительности – элементарный набор
операций, в рамках которого формируется соответствие между темами и
текстами. Набор приемов выразительности образует своего рода
«грамматику выразительности» – систему алгоритмов обращения
абстрактного тезиса в художественный текст. Текст в этой связи – результат
смысловых и формальных преобразований темы и ее элементов (А,
Жолковский, Ю. Щеглов). Исследование движения от темы к тексту может
включать анализ способов опосредования авторского намерения –
художественной      рефлексии.    Рефлексия,      представляющая     собой
реализованную в структуре текста мысль художника о путях воплощения
замысла, может проявляться различным образом. Это может быть
рассмотрение текста как разноуровневого высказывания (А. Аствацатуров),
«остранение» и «овеществление приема», сориентированные на изумление
читателя (В. Шкловский), конфликтное столкновение риторического и
смыслового планов (В. Тюпа). Анализ художественной рефлексии – высший
и завершающий этап исследования воплощения художественного замысла.
                            Вопросы к зачету
     1. Расскажите об уровнях художественной реальности.
     2. Опишите художественные функции звукового и графического
        уровней текста.
     3. Охарактеризуйте основные формы художественной речи.
     4. Назовите и объясните основные понятия стиховедения.
     5. Раскройте суть семного анализа текста.
     6. Охарактеризуйте лексические и синтаксические средства создания
        художественной выразительности.
     7. Разъясните литературоведческое понятие «мотива».
     8. Расскажите о современных концепциях художественного образа.
     9. Опишите типологию художественного образа.