Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
Фабула и сюжет
В методологическом плане весьма важным является разграничение
фабулы и сюжета. В традиционной интерпретации фабула это
совокупность основных событий литературного произведения в их
естественной последовательности и причинной связи ; сюжет вся полнота
событий литературного произведения в их художественной
последовательности и смысловой связи (Б. Томашевский). Несовпадение
сюжета и фабулы может обнаруживаться различными способами: в
изменении естественной последовательности событий, в ускорении или
замедлении развития действия, в несовпадении оценки какого-либо события
разными героями или одним и тем же героем . Все эти приемы призваны
активизировать читательский интерес и побудить читателя найти разгадку
приема (В. Шкловский). В классическом наборе компонентов сюжета
выделяют: завязку (первичное обозначение конфликта), развитие действия,
кульминацию (пик развертывания конфликта, наиболее драматическая
коллизия), спад действия и развязку (смысловое завершение конфликта).
Факультативными компонентам сюжета (прозаического и драматического)
являются пролог и эпилог (Н. Поспелов). Лирический сюжет обладает
некоторыми особенностями: он, как правило, равен динамике лирического
переживания и обычно не предполагает событийности (Т. Сильман ). Это
динамика точек зрения на объект, меняющееся соотношение образной
предметности и ее оценки (Л. Гинзбург). Нетождественность лирического
сюжета сюжету драматических и прозаических произведений инициировала
спор о содержательном наполнении термина. Вехами этого спора явились
этапы последовательного расширения понятия «сюжет». Изначально с ним
соотносилась только система событий, позднее также поступки и
переживания героев (портрет и пейзаж изначально мыслились как явления
внесюжетные ). Расширенный сначала до динамики образного уровня (с
включением описаний, авторских отступлений и т . д.), сюжет в дальнейшем
оказался соотнесен также и с нарастанием и спадом стилевых масс (речевым
уровнем текста). В этом смысле в тексте принципиально нет внесюжетных
элементов, то, что не является частью одного сюжета, принадлежит к
другому сюжету (Б. Корман ).
Композиция литературного произведения
Когда внимание читателя (исследователя) переключается с того, о чем
повествуется в художественном тексте, на то, как это повествуется, в центре
его внимания оказываются проблемы художественной архитектоники
литературного произведения. Единицей композиции, по мнению ряда
теоретиков, является такой отрезок произведения, в рамках которого
сохраняется определенный ракурс литературного изображения (В. Кожин).
Единство этого способа определятся единством точки зрения, которое
сохраняется в компоненте. Поэтому, чтобы в конкретном анализе выделить
ту или иную композиционную единицу, необходимо определиться с
заявленной в тексте системой точек зрения (Л. Левитан , Л . Цилевич ).
                                    11

                             Фабула и сюжет
  В методологическом плане весьма важным является разграничение
фабулы и сюжета. В традиционной интерпретации фабула – это
совокупность основных событий литературного произведения в их
естественной последовательности и причинной связи; сюжет – вся полнота
событий     литературного     произведения     в     их    художественной
последовательности и смысловой связи (Б. Томашевский). Несовпадение
сюжета и фабулы может обнаруживаться различными способами: в
изменении естественной последовательности событий, в ускорении или
замедлении развития действия, в несовпадении оценки какого-либо события
разными героями или одним и тем же героем. Все эти приемы призваны
активизировать читательский интерес и побудить читателя найти разгадку
приема (В. Шкловский). В классическом наборе компонентов сюжета
выделяют: завязку (первичное обозначение конфликта), развитие действия,
кульминацию (пик развертывания конфликта, наиболее драматическая
коллизия), спад действия и развязку (смысловое завершение конфликта).
Факультативными компонентам сюжета (прозаического и драматического)
являются пролог и эпилог (Н. Поспелов). Лирический сюжет обладает
некоторыми особенностями: он, как правило, равен динамике лирического
переживания и обычно не предполагает событийности (Т. Сильман). Это
динамика точек зрения на объект, меняющееся соотношение образной
предметности и ее оценки (Л. Гинзбург). Нетождественность лирического
сюжета сюжету драматических и прозаических произведений инициировала
спор о содержательном наполнении термина. Вехами этого спора явились
этапы последовательного расширения понятия «сюжет». Изначально с ним
соотносилась только система событий, позднее также поступки и
переживания героев (портрет и пейзаж изначально мыслились как явления
внесюжетные). Расширенный сначала до динамики образного уровня (с
включением описаний, авторских отступлений и т. д.), сюжет в дальнейшем
оказался соотнесен также и с нарастанием и спадом стилевых масс (речевым
уровнем текста). В этом смысле в тексте принципиально нет внесюжетных
элементов, то, что не является частью одного сюжета, принадлежит к
другому сюжету (Б. Корман).
                Композиция литературного произведения
  Когда внимание читателя (исследователя) переключается с того, о чем
повествуется в художественном тексте, на то, как это повествуется, в центре
его внимания оказываются проблемы художественной архитектоники
литературного произведения. Единицей композиции, по мнению ряда
теоретиков, является такой отрезок произведения, в рамках которого
сохраняется определенный ракурс литературного изображения (В. Кожин).
Единство этого способа определятся единством точки зрения, которое
сохраняется в компоненте. Поэтому, чтобы в конкретном анализе выделить
ту или иную композиционную единицу, необходимо определиться с
заявленной в тексте системой точек зрения (Л. Левитан, Л. Цилевич).