Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
смысловая и структурная . Предметность образа разделяется на ряд слоев. По
возрастающей степени обобщенности различают художественную деталь,
фабульную образность, образы характеров и обстоятельств, образы судьбы и
мира. Иерархически устроена и смысловая сторона образа. С этой точки
зрения образы можно разделить на индивидуальные , запечатлевающие
конкретное явление; характерные , выявляющие в конкретном обобщенное ;
типические образы, пластикой которых скрываются масштабные
обобщения. По соотношению предметного и смыслового начал различают
образы автологические (самозначимые , основанные на прямом слове ),
металогические (основанные на тропе) и суперлогические (связанные с
бесконечным расширением значения в образе ) (М . Эпштейн).
Пространственно- временные и причинные отношения в тексте
Образный строй текста раскрывается через пространственно-временные
отношения и сюжетно-фабульную динамику. Единство пространственно-
временных характеристик художественного мира обозначается термином
хронотоп. Благодаря этому термину фиксируется соотнесенность
определенных локусов (мест) с определенным типом ситуаций и, с другой
стороны, связь отношений следования (причинность) с отношениями
рядоположности (М. Бахтин). Художественное пространство позволяет
моделировать мир и метафорически принимает на себя выражение
непространственных отношений. Художественное пространство может быть
точечным (замкнутым ) и линеарным (направленным ); плоскостным
(двухмерным ) и объемным (трехмерным ). Художественное пространство, так
же, как и время, всегда структурно организовано и может обладать
некоторым фиксированным набором свойств (Ю. Лотман ). В практике
анализа необходимо обращать внимание на ценностную окрашенность
определенных локусов, обнаруживать и уметь анализировать расхождение
субъективного и объективного времени в тексте (Д. Лихачев). Важными
характеристиками художественного мира являются структура пространства,
предшествующего наполняющим его вещам либо конституируемого ими, и
факт различения пространства (космоса) и не-пространства (хаоса) (В.
Топоров). Следует помнить, что и пространство, и время суть способы
выражения художнического замысла и в этом смысле представляют особую
пространственно-временную точку зрения автора на события и явления,
отраженные в тексте (Б. Корман ). Наряду с пространственно-временными
отношениями немаловажную роль в тексте играют причинно-следственные
отношения. Для разноаспектной и глубокой характеристики текста
необходимо определить, существенны или несущественны причинно-
следственные отношения, охватывают ли они весь текст или какие-то его
части, насколько друг относительно друга важны действие и его результат .
«Жесткость» или «мягкость» причинно-следственных связей, равным
образом как и их совершенное отсутствие, могут немало сказать о
художественном мире писателя (И. Смирнов).
                                   10

смысловая и структурная. Предметность образа разделяется на ряд слоев. По
возрастающей степени обобщенности различают художественную деталь,
фабульную образность, образы характеров и обстоятельств, образы судьбы и
мира. Иерархически устроена и смысловая сторона образа. С этой точки
зрения образы можно разделить на индивидуальные, запечатлевающие
конкретное явление; характерные, выявляющие в конкретном – обобщенное;
типические – образы, пластикой которых скрываются масштабные
обобщения. По соотношению предметного и смыслового начал различают
образы автологические (самозначимые, основанные на прямом слове),
металогические (основанные на тропе) и суперлогические (связанные с
бесконечным расширением значения в образе) (М. Эпштейн).
     Пространственно-временные и причинные отношения в тексте
  Образный строй текста раскрывается через пространственно-временные
отношения и сюжетно-фабульную динамику. Единство пространственно-
временных характеристик художественного мира обозначается термином
хронотоп. Благодаря этому термину фиксируется соотнесенность
определенных локусов (мест) с определенным типом ситуаций и, с другой
стороны, связь отношений следования (причинность) с отношениями
рядоположности (М. Бахтин). Художественное пространство позволяет
моделировать мир и метафорически принимает на себя выражение
непространственных отношений. Художественное пространство может быть
точечным (замкнутым) и линеарным (направленным); плоскостным
(двухмерным) и объемным (трехмерным). Художественное пространство, так
же, как и время, всегда структурно организовано и может обладать
некоторым фиксированным набором свойств (Ю. Лотман). В практике
анализа необходимо обращать внимание на ценностную окрашенность
определенных локусов, обнаруживать и уметь анализировать расхождение
субъективного и объективного времени в тексте (Д. Лихачев). Важными
характеристиками художественного мира являются структура пространства,
предшествующего наполняющим его вещам либо конституируемого ими, и
факт различения пространства (космоса) и не-пространства (хаоса) (В.
Топоров). Следует помнить, что и пространство, и время суть способы
выражения художнического замысла и в этом смысле представляют особую –
пространственно-временную – точку зрения автора на события и явления,
отраженные в тексте (Б. Корман). Наряду с пространственно-временными
отношениями немаловажную роль в тексте играют причинно-следственные
отношения. Для разноаспектной и глубокой характеристики текста
необходимо определить, существенны или несущественны причинно-
следственные отношения, охватывают ли они весь текст или какие-то его
части, насколько друг относительно друга важны действие и его результат.
«Жесткость» или «мягкость» причинно-следственных связей, равным
образом как и их совершенное отсутствие, могут немало сказать о
художественном мире писателя (И. Смирнов).