Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
(усиление значения слова, сообщение ему яркой эмоциональной окраски);
экспрессии, обусловленной изменением смысла (несоответствие действия
результату, изменение логики развития темы, выражение несуществующих
понятий); экспрессии, вызванной осложнением смысла (стремление отразить
в тексте общие контуры смысла либо указать на невыразимость какого-то
состояния) (И. Чернухина). Немало внимания уделено категории фигуры в
зарубежном литературоведении. Французские исследователи говорят о
языковом плане текста как о поверхности, ограниченной линиями
присутствующего означаемого и отсутствующего означающего.
Пространство между написанным и мыслимым и занимают фигуры,
оформляющие речь как художественную . Расширяя список утвердившихся в
поэтике фигур за счет обращения к традициям классической риторики,
исследователи говорят о фигурах дикции, касающихся расположения слов
внутри фразы, о фигурах элокуции, затрагивающих расположение фраз , о
фигурах мысли, характеризующих высказывание как целое (Ж . Женетт).
Мотивный анализ образного уровня
Переход от внешней формы к внутренней маркируется понятием мотива.
Мотив минимальная , далее неразложимая единица образного уровня,
микрообраз (А. Веселовский). Важно отметить, что мотив никогда не дан
изолированно и в единственном числе это явление, заведомо
предполагающее повторяемость и связанность с другими явлениями этого же
рода. «Образное представление, отмечает О. Фрейденберг, передается не
единично, а в группе метафор, при этом все мотивы находятся между собой в
одном конструктивном строе». Мотив обладает устойчивым ядром и
изменяемыми компонентами (Н. Тамарченко); мотив тесно связан с
контекстом и может распасться на ряд мотивов либо войти в качестве
составной части в какой-то мотив (Б. Гаспаров). Структура мотива
некоторыми исследователями уподобляется структуре предложения, в
котором число аргументов-актантов зависит от действия-предмета (Е.
Мелетинский). Функции мотивов в тексте определяются тем , что системой
мотивов образован художественный мир (конструктивная функция), их
изменение соотносимо с сюжетной динамикой (динамическая функция), а
переход от одного мотива к другому может порождать новое видение
действительности (семантическая функция) (Б. Путилов). Необходимо
уяснить, что мотив всегда есть сообщение о чем -то новом и существенно
важном , что определяет способность мотива сдвигать одну сюжетную
ситуацию в другую , влиять на синтез смысла в читательском восприятии (В.
Тюпа).
Структура художественного образа
Образ важнейшая литературоведческая категория. В зависимости от
контекста под этим термином могут иметь в виду 1) присущий искусству
способ освоения и преобразования действительности; 2) отображение тех или
иных реалий художественными средствами; 3) иносказательная мысль,
выраженная с помощью тропа. Специфика образа определяется тем , что в
нем слиты субъективно-творческое и объективно-познавательное начала. В
                                    8

(усиление значения слова, сообщение ему яркой эмоциональной окраски);
экспрессии, обусловленной изменением смысла (несоответствие действия
результату, изменение логики развития темы, выражение несуществующих
понятий); экспрессии, вызванной осложнением смысла (стремление отразить
в тексте общие контуры смысла либо указать на невыразимость какого-то
состояния) (И. Чернухина). Немало внимания уделено категории фигуры в
зарубежном литературоведении. Французские исследователи говорят о
языковом плане текста как о поверхности, ограниченной линиями
присутствующего      означаемого     и    отсутствующего     означающего.
Пространство между написанным и мыслимым и занимают фигуры,
оформляющие речь как художественную. Расширяя список утвердившихся в
поэтике фигур за счет обращения к традициям классической риторики,
исследователи говорят о фигурах дикции, касающихся расположения слов
внутри фразы, о фигурах элокуции, затрагивающих расположение фраз, о
фигурах мысли, характеризующих высказывание как целое (Ж. Женетт).
                   Мотивный анализ образного уровня
  Переход от внешней формы к внутренней маркируется понятием мотива.
Мотив – минимальная, далее неразложимая единица образного уровня,
микрообраз (А. Веселовский). Важно отметить, что мотив никогда не дан
изолированно и в единственном числе – это явление, заведомо
предполагающее повторяемость и связанность с другими явлениями этого же
рода. «Образное представление, – отмечает О. Фрейденберг, – передается не
единично, а в группе метафор, при этом все мотивы находятся между собой в
одном конструктивном строе». Мотив обладает устойчивым ядром и
изменяемыми компонентами (Н. Тамарченко); мотив тесно связан с
контекстом и может распасться на ряд мотивов либо войти в качестве
составной части в какой-то мотив (Б. Гаспаров). Структура мотива
некоторыми исследователями уподобляется структуре предложения, в
котором число аргументов-актантов зависит от действия-предмета (Е.
Мелетинский). Функции мотивов в тексте определяются тем, что системой
мотивов образован художественный мир (конструктивная функция), их
изменение соотносимо с сюжетной динамикой (динамическая функция), а
переход от одного мотива к другому может порождать новое видение
действительности (семантическая функция) (Б. Путилов). Необходимо
уяснить, что мотив всегда есть сообщение о чем-то новом и существенно
важном, что определяет способность мотива сдвигать одну сюжетную
ситуацию в другую, влиять на синтез смысла в читательском восприятии (В.
Тюпа).
                   Структура художественного образа
  Образ – важнейшая литературоведческая категория. В зависимости от
контекста под этим термином могут иметь в виду 1) присущий искусству
способ освоения и преобразования действительности; 2) отображение тех или
иных реалий художественными средствами; 3) иносказательная мысль,
выраженная с помощью тропа. Специфика образа определяется тем, что в
нем слиты субъективно-творческое и объективно-познавательное начала. В