ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
соответствии с этим в образе отмечается присутствие некоторых черт
реального объекта и вместе с тем условность; отдельные свойства идеального
конструкта и вместе с тем – наглядность. С другой стороны, образ
представляет собой не просто отображение действительности, но ее
творческое пересоздание, активное преображение в соответствии с
возможным ми желанным (М. Эпштейн). Своеобразие словесного образа
состоит в том , что его предметность – это идеальная предметность
словесного представления, опосредованная знаковой формой языка (М.
Вартазарян). Словесный образ невеществен и, таким образом , независим от
структурных связей отображаемого явления; его конструктивная основа – не
пластика объекта, а его смысловые , ассоциативные связи (М . Эпштейн). В
этом смысле словесный образ , даже апеллируя к изобразительности,
допускает различные степени выраженности предметности. Исследователи
говорят об аниконической образности (стершаяся метафора), об образе -
индикатере (абстрактно мыслимая предметность), аллегории (предметность
важна, но полностью подчинена смыслу), метафорическом образе
(предметное и смысловое уравновешены), символе и мифе (предметность
сообщает о чем -то, более существенном , нежели данный конкретный
предмет) (А. Лосев).
Типология художественного образа
Образ выступает посредником между языковой тканью текста и его
идейным содержанием , переводя линейность речи в одновременность
смысла, сообщая высказыванию вполне определенную соотнесенность с
действительностью . В формировании образа решающая роль принадлежит
зрительному представлению , для которого характерна узнаваемость,
соотнесенность с рядом объектов, пластичность и переменная
сфокусированность. В зависимости от предмета представления среди
зрительных образов различают кинетический (отображающий движение),
иероглифический (намекающий на вещь), метаязыковой (отсылающий к
графике текста), картинный (полно, во множестве деталей отображающий
предмет), палимпсестный (осуществляющий наложение впечатлений от
одного объекта на впечатления от другого объекта) (Б. Гаспаров). Важно
уяснить нетождественность психологического образа образу
художественному. Образ , апеллируя, с одной стороны, к эмоциям , а с другой
– к ощущениям , восприятиям и представлениям , тем не менее к ним
несводим . Это реальность текста, а не индивидуального сознания –
авторского или читательского. Образ , исследуемый литературоведом – это
предмет представления, а не само представление; он объективен, а не
субъективен (Г. Шпет). Необходимо указать и на то, что объективность
образа нетождественна объективности знака. Знак всегда условен, образ –
наглядно дан , знак понятен только при наличии кода, образ обладает
способностью к самоинтерпретации, знак материален, образ – идеален (А.
Мигунов).
Так как в образе существенны два основных компонента – предметный и
смысловой, возможна его троякая классификация: предметная , обобщенно-
9 соответствии с этим в образе отмечается присутствие некоторых черт реального объекта и вместе с тем условность; отдельные свойства идеального конструкта и вместе с тем – наглядность. С другой стороны, образ представляет собой не просто отображение действительности, но ее творческое пересоздание, активное преображение в соответствии с возможным ми желанным (М. Эпштейн). Своеобразие словесного образа состоит в том, что его предметность – это идеальная предметность словесного представления, опосредованная знаковой формой языка (М. Вартазарян). Словесный образ невеществен и, таким образом, независим от структурных связей отображаемого явления; его конструктивная основа – не пластика объекта, а его смысловые, ассоциативные связи (М. Эпштейн). В этом смысле словесный образ, даже апеллируя к изобразительности, допускает различные степени выраженности предметности. Исследователи говорят об аниконической образности (стершаяся метафора), об образе- индикатере (абстрактно мыслимая предметность), аллегории (предметность важна, но полностью подчинена смыслу), метафорическом образе (предметное и смысловое уравновешены), символе и мифе (предметность сообщает о чем-то, более существенном, нежели данный конкретный предмет) (А. Лосев). Типология художественного образа Образ выступает посредником между языковой тканью текста и его идейным содержанием, переводя линейность речи в одновременность смысла, сообщая высказыванию вполне определенную соотнесенность с действительностью. В формировании образа решающая роль принадлежит зрительному представлению, для которого характерна узнаваемость, соотнесенность с рядом объектов, пластичность и переменная сфокусированность. В зависимости от предмета представления среди зрительных образов различают кинетический (отображающий движение), иероглифический (намекающий на вещь), метаязыковой (отсылающий к графике текста), картинный (полно, во множестве деталей отображающий предмет), палимпсестный (осуществляющий наложение впечатлений от одного объекта на впечатления от другого объекта) (Б. Гаспаров). Важно уяснить нетождественность психологического образа образу художественному. Образ, апеллируя, с одной стороны, к эмоциям, а с другой – к ощущениям, восприятиям и представлениям, тем не менее к ним несводим. Это реальность текста, а не индивидуального сознания – авторского или читательского. Образ, исследуемый литературоведом – это предмет представления, а не само представление; он объективен, а не субъективен (Г. Шпет). Необходимо указать и на то, что объективность образа нетождественна объективности знака. Знак всегда условен, образ – наглядно дан, знак понятен только при наличии кода, образ обладает способностью к самоинтерпретации, знак материален, образ – идеален (А. Мигунов). Так как в образе существенны два основных компонента – предметный и смысловой, возможна его троякая классификация: предметная, обобщенно-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »