Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Введение в анализ художественного текста в системе научных
дисциплин
Теоретико-литературные курсы, как правило, усваиваются студентами не
слишком хорошо. Объясняется это не только особенностями восприятия
сложного материала, заведомо предполагающего усилие понимания, но и
особенностями самого материала, главная из которых состоит в его
принципиальной фрагментарности. Теория априори есть пространство
столкновения различных точек зрения, затрудняющих построение
непротиворечивого видения объекта исследования. Тезис этот особенно
справедлив по отношению к теории литературы, где не слишком четкая
разработанность категорий нередко осложняется дублированием
терминологических систем .
Современные учебные пособия, сориентированные на то, чтобы дать
представление о ряде теоретико-литературных подходов к тексту в силу
объективных причин зачастую оказываются неспособны отразить их
взаимную соотнесенность. В отдельных учебниках можно отметить
отсутствие интереса к зарубежным теоретико-литературным концепциям ,
стремление свести все многообразие теоретического материала к
тривиальным положениям академической науки. Едва ли следует удивляться
в этой связи , что студент , оказываясь перед необходимостью написания
историко-литературного исследования, оказывается неспособен корректно
применить теоретико-литературные знания. Поверхностное понимание
теоретико-литературных положений, отсутствие системного видения
различных аспектов литературоведческого анализа самым плачевным
образом сказываются на качестве курсовых и дипломных работ . Особое
значение в этой связи приобретают курсы, задача которых состоит в
отработке на практике теоретических знаний, в формировании умения
квалифицированно анализировать и доказательно интерпретировать
художественный текст. Введение в анализ художественного произведения
как раз и является одним из таких курсов.
В свете сказанного выше становится очевидным , что успешная его
разработка предполагает сочетание широты освещения различных
теоретических концепций с системностью их подачи, призванной
продемонстрировать связь отвлеченных теоретико-литературных поисков с
конкретикой литературоведческих методик анализа текста. Настоящее
пособие является своего рода конспектом содержания курса и
сориентировано на уяснение студентом взаимосвязей отдельных теоретико-
литературных тем . Оно призвано помочь как при аттестации по данной
дисциплине, так и при написании курсовых работ по литературоведению .
Структура художественной реальности
Самым принципиальным вопросом литературоведческой науки является
вопрос об объекте изучения. В разных научных школах он допускает
различные ответы. В классической традиции, идущей от А. Потебни, принято
различать внешнюю форму (речевой строй ), внутреннюю форму (образный
строй) и содержание (идейный строй ). В рамках формальной школы эта
                                   3

Введение в анализ художественного текста в системе научных
дисциплин
  Теоретико-литературные курсы, как правило, усваиваются студентами не
слишком хорошо. Объясняется это не только особенностями восприятия
сложного материала, заведомо предполагающего усилие понимания, но и
особенностями самого материала, главная из которых состоит в его
принципиальной фрагментарности. Теория априори есть пространство
столкновения различных точек зрения, затрудняющих построение
непротиворечивого видения объекта исследования. Тезис этот особенно
справедлив по отношению к теории литературы, где не слишком четкая
разработанность     категорий     нередко  осложняется    дублированием
терминологических систем.
  Современные учебные пособия, сориентированные на то, чтобы дать
представление о ряде теоретико-литературных подходов к тексту в силу
объективных причин зачастую оказываются неспособны отразить их
взаимную соотнесенность. В отдельных учебниках можно отметить
отсутствие интереса к зарубежным теоретико-литературным концепциям,
стремление свести все многообразие теоретического материала к
тривиальным положениям академической науки. Едва ли следует удивляться
в этой связи, что студент, оказываясь перед необходимостью написания
историко-литературного исследования, оказывается неспособен корректно
применить теоретико-литературные знания. Поверхностное понимание
теоретико-литературных положений, отсутствие системного видения
различных аспектов литературоведческого анализа самым плачевным
образом сказываются на качестве курсовых и дипломных работ. Особое
значение в этой связи приобретают курсы, задача которых состоит в
отработке на практике теоретических знаний, в формировании умения
квалифицированно анализировать и доказательно интерпретировать
художественный текст. Введение в анализ художественного произведения
как раз и является одним из таких курсов.
  В свете сказанного выше становится очевидным, что успешная его
разработка предполагает сочетание широты освещения различных
теоретических концепций с системностью их подачи, призванной
продемонстрировать связь отвлеченных теоретико-литературных поисков с
конкретикой литературоведческих методик анализа текста. Настоящее
пособие является своего рода конспектом содержания курса и
сориентировано на уяснение студентом взаимосвязей отдельных теоретико-
литературных тем. Оно призвано помочь как при аттестации по данной
дисциплине, так и при написании курсовых работ по литературоведению.
                  Структура художественной реальности
  Самым принципиальным вопросом литературоведческой науки является
вопрос об объекте изучения. В разных научных школах он допускает
различные ответы. В классической традиции, идущей от А. Потебни, принято
различать внешнюю форму (речевой строй), внутреннюю форму (образный
строй) и содержание (идейный строй). В рамках формальной школы эта