Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
схема была подвергнута ревизии, смысл которой состоял в отказе от
исследования идейного содержания как не обладающего никакой
художественной значимостью и вынесении за скобки анализа образной
структуры как непосредственно не данной (В. Шкловский). Эта мысль была в
дальнейшем поддержана структурализмом в лице Ю. Лотмана, полагавшего,
что первичной данностью литературоведческого исследования является текст
как упорядоченная последовательность языковых знаков. В полемике с
формалистами было обосновано положение о второстепенном характере
языковой формы, всецело подчиненной идее и образу как носителям
художественной оценки того, ради чего текст и создается (М . Бахтин).
Данное положение было поддержано многими учеными, хотя и с учетом
формалистических идей. Л . Левитан и Л . Цилевич говорят о взамопереходе
художественной речи (внешняя форма) в сюжет (внутренняя форма) и
освоении идейно-эстетического смысла произведения как результате этого
процесса. В значительной мере итоговой на сегодняшний день является
концепция художественной реальности, предложенная В . Тюпой. Реальность
искусства, рассуждает исследователь, есть реальность интерсубъективная ,
открытая для многих сознаний и при этом обладающая ценностным
качеством следовательно, это идеологическая реальность. Вместе с тем
художественная реальность всегда есть отражение внетекстовой
действительности, что позволяет говорить также о ее гносеологической
(связанной с познанием ) природе. Так как восприятие художественного
произведения отнюдь не является процессом пассивным , всегда предполагает
сотворчество читателя, художественная реальность обладает также
творческой природой. Индивидуально-целостное видение эстетического
объекта, его пластическое совершенство выступают необходимым условием
художественной состоятельности текста следовательно, представляется
уместным говорить об эстетической природе художественной реальности.
Наконец , поскольку текст всегда представляет собой некоторое сообщение,
является опредмеченным смыслом , художественная реальность является еще
и реальностью семиотической (знаковой). В практике анализа, принятой
сегодня, преимущественно говорят об исследовании художественной формы,
явленной как речевая (непосредственно доступная ) и образная (данная
опосредованно) (М. Гаспаров). В соответствии с этим иногда
терминологически различают «текст» и «произведение» (Р. Барт ).
Звуковая и графическая стороны текста
Анализ речевой формы может касаться как материальной стороны
языкового знака, так и его идеального содержания. В первом случае
предметом исследования оказываются качественные (фонема / графема) и
количественные (метр / ритм ) аспекты языковой материи. Анализ звукового
(фонетического) строя текста предполагает выявление и объяснение
различного рода звуковых повторов, обладающих художественной
выразительностью . В зависимости от того, какого рода звуки используются
для создания художественного эффекта, говорят об ассонансах (гласные ) и
аллитерациях (согласные ). Функции этих приемов в художественных текстах
                                   4

схема была подвергнута ревизии, смысл которой состоял в отказе от
исследования идейного содержания как не обладающего никакой
художественной значимостью и вынесении за скобки анализа образной
структуры как непосредственно не данной (В. Шкловский). Эта мысль была в
дальнейшем поддержана структурализмом в лице Ю. Лотмана, полагавшего,
что первичной данностью литературоведческого исследования является текст
как упорядоченная последовательность языковых знаков. В полемике с
формалистами было обосновано положение о второстепенном характере
языковой формы, всецело подчиненной идее и образу как носителям
художественной оценки – того, ради чего текст и создается (М. Бахтин).
Данное положение было поддержано многими учеными, хотя и с учетом
формалистических идей. Л. Левитан и Л. Цилевич говорят о взамопереходе
художественной речи (внешняя форма) в сюжет (внутренняя форма) и
освоении идейно-эстетического смысла произведения как результате этого
процесса. В значительной мере итоговой на сегодняшний день является
концепция художественной реальности, предложенная В. Тюпой. Реальность
искусства, рассуждает исследователь, есть реальность интерсубъективная,
открытая для многих сознаний и при этом обладающая ценностным
качеством – следовательно, это идеологическая реальность. Вместе с тем
художественная реальность всегда есть отражение внетекстовой
действительности, что позволяет говорить также о ее гносеологической
(связанной с познанием) природе. Так как восприятие художественного
произведения отнюдь не является процессом пассивным, всегда предполагает
сотворчество читателя, художественная реальность обладает также
творческой природой. Индивидуально-целостное видение эстетического
объекта, его пластическое совершенство выступают необходимым условием
художественной состоятельности текста – следовательно, представляется
уместным говорить об эстетической природе художественной реальности.
Наконец, поскольку текст всегда представляет собой некоторое сообщение,
является опредмеченным смыслом, художественная реальность является еще
и реальностью семиотической (знаковой). В практике анализа, принятой
сегодня, преимущественно говорят об исследовании художественной формы,
явленной как речевая (непосредственно доступная) и образная (данная
опосредованно) (М. Гаспаров). В соответствии с этим иногда
терминологически различают «текст» и «произведение» (Р. Барт).
                 Звуковая и графическая стороны текста
  Анализ речевой формы может касаться как материальной стороны
языкового знака, так и его идеального содержания. В первом случае
предметом исследования оказываются качественные (фонема / графема) и
количественные (метр / ритм) аспекты языковой материи. Анализ звукового
(фонетического) строя текста предполагает выявление и объяснение
различного рода звуковых повторов, обладающих художественной
выразительностью. В зависимости от того, какого рода звуки используются
для создания художественного эффекта, говорят об ассонансах (гласные) и
аллитерациях (согласные). Функции этих приемов в художественных текстах