Введение в анализ художественного произведения. Житенев А.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
(преимущественно поэтических) разнообразны. Это может быть звукопись в
строгом смысле этого слова, то есть имитация языковыми средствами
некоторого природного или неприродного звука. Это может быть
обусловленное стремлением сделать естественной артикуляцию и
гармоничной сочетаемость звуков благозвучие. Наконец , это может быть
игра фонетическими перекличками различных слов, позволяющая
устанавливать между ними смысловые параллели, утверждать отношения
тождества и различия (парономазия). В авангардной художественной
практике звук нередко может довлеть себе, выступая в полноте своих
субъективных ассоциаций самостоятельным предметом отображения. Формы
художественного освоения графики текста также разнообразны и
многофункциональны. Художественно значимой может быть игра
типографскими средствами (шрифтами, специальными типографскими
знаками и пр.), игра с расположением текста на странице или развороте (как
правило, призванная отобразить авторское интонирование), игра с
типографским или рукописным исполнением текста (каллиграфия как способ
авторского самораскрытия). Особый интерес представляет традиция так
называемых «фигурных текстов», либо дублирующих, либо метафорически
варьирующих своим внешним обликом собственный образный строй, а
нередко связанных с ним более сложными отношениями (медитативные
тексты).
Проза и стих
Количественная упорядоченность языковой материи также художественно
значима. Факт ее присутствия или отсутствия является формальным
средством разграничения стиха и прозы как двух основных форм
художественной речи. Считается, что стиховая , ритмически упорядоченная
форма обладает большей запоминаемостью и большим потенциалом
эмоционального воздействия. Традиционно основными свойствами стиха
полагаются соотносимость (ассоциативная связанность) и соизмеримость
(количественная сопоставимость) строк (М. Гаспаров), а также их, в
определенном отношении, взаимная эквивалентность (все строки
парадигматически связаны) (М . Шапир). В зависимости от того, какого рода
единица является основой счета, говорят о силлабической (слог ), тонической
(ударение) и силлабо-тонической (ударение и слог ) системах стихосложения.
При этом под метром обычно понимают схему чередования стиховых
элементов, а под ритмом их фактическое расположение в строке. С точки
зрения возможного объема отклонений от такого метроритма различают ряд
форм , связывающих стих и прозу: дольник (незначительное изменение
количества слогов в строке при сохранении интонирования), верлибр
(граница строк отмечается границами фразовых единств), версе (строфически
записанный прозаический текст) (Ю. Орлицкий). Считается, что стиховое
слово более семантически весомо, чем прозаическое , поскольку включено в
более разветвленную систему со- и противопоставления значений. В этой
связи говорят о «тесноте стихового ряда» (Ю. Тынянов). Стих
рассматривается как средоточие разного рода конфликтов: слово в речи
                                    5

(преимущественно поэтических) разнообразны. Это может быть звукопись в
строгом смысле этого слова, то есть имитация языковыми средствами
некоторого природного или неприродного звука. Это может быть
обусловленное стремлением сделать естественной артикуляцию и
гармоничной сочетаемость звуков благозвучие. Наконец, это может быть
игра фонетическими перекличками различных слов, позволяющая
устанавливать между ними смысловые параллели, утверждать отношения
тождества и различия (парономазия). В авангардной художественной
практике звук нередко может довлеть себе, выступая в полноте своих
субъективных ассоциаций самостоятельным предметом отображения. Формы
художественного освоения графики текста также разнообразны и
многофункциональны. Художественно значимой может быть игра
типографскими средствами (шрифтами, специальными типографскими
знаками и пр.), игра с расположением текста на странице или развороте (как
правило, призванная отобразить авторское интонирование), игра с
типографским или рукописным исполнением текста (каллиграфия как способ
авторского самораскрытия). Особый интерес представляет традиция так
называемых «фигурных текстов», либо дублирующих, либо метафорически
варьирующих своим внешним обликом собственный образный строй, а
нередко связанных с ним более сложными отношениями (медитативные
тексты).
                                Проза и стих
   Количественная упорядоченность языковой материи также художественно
значима. Факт ее присутствия или отсутствия является формальным
средством разграничения стиха и прозы как двух основных форм
художественной речи. Считается, что стиховая, ритмически упорядоченная
форма обладает большей запоминаемостью и большим потенциалом
эмоционального воздействия. Традиционно основными свойствами стиха
полагаются соотносимость (ассоциативная связанность) и соизмеримость
(количественная сопоставимость) строк (М. Гаспаров), а также их, в
определенном отношении, взаимная эквивалентность (все строки
парадигматически связаны) (М. Шапир). В зависимости от того, какого рода
единица является основой счета, говорят о силлабической (слог), тонической
(ударение) и силлабо-тонической (ударение и слог) системах стихосложения.
При этом под метром обычно понимают схему чередования стиховых
элементов, а под ритмом – их фактическое расположение в строке. С точки
зрения возможного объема отклонений от такого метроритма различают ряд
форм, связывающих стих и прозу: дольник (незначительное изменение
количества слогов в строке при сохранении интонирования), верлибр
(граница строк отмечается границами фразовых единств), версе (строфически
записанный прозаический текст) (Ю. Орлицкий). Считается, что стиховое
слово более семантически весомо, чем прозаическое, поскольку включено в
более разветвленную систему со- и противопоставления значений. В этой
связи говорят о «тесноте стихового ряда» (Ю. Тынянов). Стих
рассматривается как средоточие разного рода конфликтов: слово в речи –