Натюрморт. Кадинский В.И - 13 стр.

UptoLike

Изменение цвета в сторону потемнения или посветления, зависящие
от окружения более темным или более светлым окружением, носит название
светлотного контраста или контраста по светлоте. Леонардо да Винчи
отмечал, что «черные одежды заставляют тело на изображении человека
казаться белее, чем в действительности, белые одежды заставляют его
казаться темнее, желтые одежды заставляют его казаться цветным, а в
красных одеждах оно кажется бледным». Различие по светлоте особенно
заметным бывает у границы двух непосредственно соприкасающихся
плоскостей, если они неодинаковы по светлоте. Такое явление носит
название краевого или пограничного контраста. Если посмотреть на две
различно окрашенные плоскости (одна - светлее, другая темнее), то мы
увидим, что светлая плоскость у самой границы с более темной -
значительно посветлела, а темная у границы со светлой, наоборот, еще более
потемнела. В результате получается впечатление как бы неравномерно
окрашенных плоскостей. Для того, что бы избежать подобного явления,
необходимо разграничить эти две плоскости черной или белой узкой
полоской. Достаточно провести между ними контурные линии, и явление
краевого контраста исчезнет. Краевой контраст хорошо заметен в светлых
облаках на чистом голубом небе. Освещенные края облаков всегда кажутся
еще светлее, а небо вокруг них более синим. Одновременно белые облака
приобретают желтоватую окраску, что связано с взаимодействием
дополнительных цветов.
Изменение цвета в зависимости от соседнего или окружающего цвета
происходит не только по светлоте. Кусочки серой бумаги или материи,
помещенные на различные цветные фоны, например зеленый, синий,
желтый, красный или фиолетовый, будут выглядеть также не одинаково:
они приобретут различные цветовые оттенки. На красном фоне серые
фигуры будут казаться несколько позеленевшими, на зеленом порозовевшие,
на синем - пожелтевшие и т.д. Такое изменение называется цветовым или
хроматическим контрастом. Мы видим, что серые цвета приобрели оттенки,