Общая теория систем. Калужский М.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Раздел I. Системность в природе и обществе
8
двигательную активность, а также способность чувствовать.
1
Весьма интересным представляется также вывод Ламетри о зна-
чении способности к адаптационному поведению. Более 250 лет
назад он писал, что: "Человек не рождается разумным, он от при-
роды глупее многих животных; но так как он обладает организа-
цией более благоприятной развитию памяти и усвоению знаний,
то, если даже инстинкт и проявляется
у него позднее, последний
достаточно быстро преобразуется в зародыш ума, который, по-
добно телу, получающему хорошее питание, укрепляется мало-
помалу благодаря обработке".
2
Исходный пункт рассуждений Ламетри заключается в том, что
материальный мир "существует сам по себе", у него нет начала и
не будет конца, так как элементы материи обладают "несокрушимой
прочностью". Заключенная в материи движущая сила (энергия)
действует всегда, когда материя выступает в различных "матери-
альных формах". Без формы материя выступает лишь
в качестве
абстракции, поскольку в действительности она всегда имеет опре-
деленные формы.
Ламетри одним из первых выступил против тезиса о неизменно-
сти видов в пользу единства живой природы. Речь шла о том, что
все нынешние виды представляют собой результат длительного
эволюционного перехода по направлению от менее устроенных ор-
ганизмов к более
устроенным. Он впервые в мире дал иерархиче-
скую схему самоорганизации материи:
1. уровень, когда движение материи лишено целесообразности
(объекты неживой природы);
2. уровень, характеризуемый организацией, регулирующей движе-
ния тел, направляющей их к самосохранению; на этом уровне
нет ни чувствительности, ни субъективных состояний (расте-
ния);
3. уровень, на котором существует нервная
система и связанные с
ней ощущения и чувства (животный мир);
4. уровень организации материи, на котором благодаря усовер-
шенствованию мозга материя мыслит (человек).
1
См.: Ламетри Ж.О. Трактат о душе (естественная история души) / в сб. Ламетри Ж.О.
Сочинения. – М.: Мысль, 1976. – С. 65-66.
2
См.: Ламетри Ж.О. Система Эпикура / в сб. Ламетри Ж.О. Сочинения. – М.: Мысль,
1976. – С. 402.
               Раздел I. Системность в природе и обществе

двигательную активность, а также способность чувствовать.1
   Весьма интересным представляется также вывод Ламетри о зна-
чении способности к адаптационному поведению. Более 250 лет
назад он писал, что: "Человек не рождается разумным, он от при-
роды глупее многих животных; но так как он обладает организа-
цией более благоприятной развитию памяти и усвоению знаний,
то, если даже инстинкт и проявляется у него позднее, последний
достаточно быстро преобразуется в зародыш ума, который, по-
добно телу, получающему хорошее питание, укрепляется мало-
помалу благодаря обработке".2
   Исходный пункт рассуждений Ламетри заключается в том, что
материальный мир "существует сам по себе", у него нет начала и
не будет конца, так как элементы материи обладают "несокрушимой
прочностью". Заключенная в материи движущая сила (энергия)
действует всегда, когда материя выступает в различных "матери-
альных формах". Без формы материя выступает лишь в качестве
абстракции, поскольку в действительности она всегда имеет опре-
деленные формы.
   Ламетри одним из первых выступил против тезиса о неизменно-
сти видов в пользу единства живой природы. Речь шла о том, что
все нынешние виды представляют собой результат длительного
эволюционного перехода по направлению от менее устроенных ор-
ганизмов к более устроенным. Он впервые в мире дал иерархиче-
скую схему самоорганизации материи:
1. уровень, когда движение материи лишено целесообразности
    (объекты неживой природы);
2. уровень, характеризуемый организацией, регулирующей движе-
    ния тел, направляющей их к самосохранению; на этом уровне
    нет ни чувствительности, ни субъективных состояний (расте-
    ния);
3. уровень, на котором существует нервная система и связанные с
    ней ощущения и чувства (животный мир);
4. уровень организации материи, на котором благодаря усовер-
    шенствованию мозга материя мыслит (человек).

1
  См.: Ламетри Ж.О. Трактат о душе (естественная история души) / в сб. Ламетри Ж.О.
Сочинения. – М.: Мысль, 1976. – С. 65-66.
2
  См.: Ламетри Ж.О. Система Эпикура / в сб. Ламетри Ж.О. Сочинения. – М.: Мысль,
1976. – С. 402.
                                          8