ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Калужский М.Л. Общая теория систем.
9
Ламетри отмечал, что переход от одного уровня к другому, мно-
гообразие форм живой и неживой природы имеет в своей основе
присущее на всех уровнях универсальное свойство самодвижения.
3
Это положение было сформулировано за 100 лет до выхода в свет
работ Дарвина и Клаузиуса…
В качестве следующего значительного этапа развития системно-
го мышления можно выделить философию Гегеля. Гегелевская фи-
лософия природы включила в себя методологические особенности,
отрицаемые механистической философией Ньютона:
- качественное различие между простым поведением, описывае-
мым физическими величинами,
и поведение более сложных сис-
тем (например, живых существ);
- отрицание возможности сведения этих уровней друг к другу и
тезиса о механистичности природы;
- утверждение о наличии иерархии, где каждый верхний уровень
предполагает наличие уровня нижнего и т.д.
Позднее основоположник теории самоорганизации
И.Р.Пригожин писал, что введенные Гегелем различия
между уров-
нями можно "…считать соответствующими идее возрастающей
сложности в природе и понятию времени, обогащающемуся с каж-
дым переходом на более высокий уровень".
4
Гегель считал, что механика поддается математизации потому,
что она наделяет материю одними только пространственно-
временными свойствами: "Сам по себе кирпич не убивает человека,
а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скоро-
сти, т.е. человека убивают пространство и время".
5
Человека
убивает то, что мы называем кинетической энергией: mv
2
/2 – абст-
рактное соотношение, в котором масса и скорость взаимодополня-
ют друг друга. Иначе говоря, удар будет нанесен одинаковой силы,
независимо от увеличения массы или скорости кирпича.
Непременным условием математизации Гегель считал взаимоза-
меняемость. Однако он признавал, что при усложнении описания на
уровне физических явлений, включающем более широкий спектр
3
См.: Ламетри Ж.О. Трактат о душе (Естественная история души) / там же. – с.66-77.
4
См.: Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой.
– М.: Прогресс, 1986. – С. 140.
5
См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. – М.:
Мысль, 1975. – С. 62.
Калужский М.Л. Общая теория систем. Ламетри отмечал, что переход от одного уровня к другому, мно- гообразие форм живой и неживой природы имеет в своей основе присущее на всех уровнях универсальное свойство самодвижения.3 Это положение было сформулировано за 100 лет до выхода в свет работ Дарвина и Клаузиуса… В качестве следующего значительного этапа развития системно- го мышления можно выделить философию Гегеля. Гегелевская фи- лософия природы включила в себя методологические особенности, отрицаемые механистической философией Ньютона: - качественное различие между простым поведением, описывае- мым физическими величинами, и поведение более сложных сис- тем (например, живых существ); - отрицание возможности сведения этих уровней друг к другу и тезиса о механистичности природы; - утверждение о наличии иерархии, где каждый верхний уровень предполагает наличие уровня нижнего и т.д. Позднее основоположник теории самоорганизации И.Р.Пригожин писал, что введенные Гегелем различия между уров- нями можно "…считать соответствующими идее возрастающей сложности в природе и понятию времени, обогащающемуся с каж- дым переходом на более высокий уровень".4 Гегель считал, что механика поддается математизации потому, что она наделяет материю одними только пространственно- временными свойствами: "Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скоро- сти, т.е. человека убивают пространство и время".5 Человека убивает то, что мы называем кинетической энергией: mv2/2 – абст- рактное соотношение, в котором масса и скорость взаимодополня- ют друг друга. Иначе говоря, удар будет нанесен одинаковой силы, независимо от увеличения массы или скорости кирпича. Непременным условием математизации Гегель считал взаимоза- меняемость. Однако он признавал, что при усложнении описания на уровне физических явлений, включающем более широкий спектр 3 См.: Ламетри Ж.О. Трактат о душе (Естественная история души) / там же. – с.66-77. 4 См.: Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986. – С. 140. 5 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. – М.: Мысль, 1975. – С. 62. 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »