История политических и правовых учений. Карнишина Н.Г. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Законы Ману (II в. до н.э.) по своей известности не уступают Законам
Хаммурапи. В этом памятнике древнеиндийского права оправдываются
положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Все
варны и их члены должны следовать божественному закону (дхарме).
Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет
руководящее значение брахманских
толкований политико-правового смысла
дхармы.
Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или
императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-
политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас
сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных
цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли
сельские общины, правовые
конструкции носили прикладной, казусный характер
и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса
осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления,
землепользования, религиозные и моральные запреты.
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Своеобразие древнекитайской политико- правовой мысли состояло в том,
что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными
писаниями, а рано выделилась
в особую отрасль, которой занимались правители,
мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек,
общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В
истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными
были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Расцвет общественнополитической мысли Древнего Китая относится к VI
– III вв. до н.э. В поисках
выхода из политического кризиса возникают различные
направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно
своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском
выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.
Идеи даосизма (VI в. до н.э.) изложены в работе ЛаоЦзыДао дэ цзын”.
Дао (путь) понимается не как проявлениенебесной воли”, а как не зависимый от
небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность.Оно
определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель
и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право
непосредственного действия.
Конфуцийвеликий китайский философ. Его философия, основанная на
личной морали и
концепции власти правителя, подпитывала китайскую культуру
более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. власть
императора (“сына неба”) уподобляется власти отца. социально-политическая
      Законы Ману (II в. до н.э.) по своей известности не уступают Законам
Хаммурапи. В этом памятнике древнеиндийского права             оправдываются
положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Все
варны и их члены должны следовать божественному закону (дхарме).
Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет
руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла
дхармы.
      Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или
императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-
политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас
сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных
цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли
сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер
и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса
осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления,
землепользования, религиозные и моральные запреты.

       2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
       Своеобразие древнекитайской политико- правовой мысли состояло в том,
что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными
писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались правители,
мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек,
общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В
истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными
были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
       Расцвет общественно – политической мысли Древнего Китая относится к VI
– III вв. до н.э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные
направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно
своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском
выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.
       Идеи даосизма (VI в. до н.э.) изложены в работе Лао – Цзы “Дао дэ цзын”.
Дао (путь) понимается не как проявление “небесной воли”, а как не зависимый от
небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность.Оно
определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель
и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право
непосредственного действия.
       Конфуций – великий китайский философ. Его философия, основанная на
личной морали и концепции власти правителя, подпитывала китайскую культуру
более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. власть
императора (“сына неба”) уподобляется власти отца. социально-политическая