История политических и правовых учений. Карнишина Н.Г. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”,
простолюдины”, “низкиедолжны подчинятьсяблагородным мужам”.
Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить
отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство,
Конфуций отводил ему вспомогательную роль, противопоставляя
законодательство нормам добробетели.
В основе конфуцианстваучение о правилах ритуала как нормативной
системе государства, не
воспринимающей законы в качестве главных регуляторов.
Главноеэто сохранение традиционных религиозноморальных методов
воздействия на подданных. Основные категории конфуцианствапонятия
благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила
поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции
и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» («Беседы и
высказывания» (V в. до
н.э.), трактатах Мэн-цзы (III в. до н.э.), «Ли цзы»
Записки о ритуалах») (IV в. до н.э.).
По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании
всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими
моральными качествами: соблюдение ритуала (ли), человеколюбие (жень), забота
о людях (шу), почтительное отношение к
родителям (сяо), преданность правителю
(чжун). Вся эта целостность, за исключением закона (фа) представляет собой
единство моральных и правовых явлений.
В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами в IV-
III вв до н.э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право
непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу
недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым
воздерживаться от притеснения народа.
В IV в. до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение
легизм. одним из основателей этой школызаконников был видный теоретик,
правитель области ШанШан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с
обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания,
подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере
управления. Концепция управления легтстов характеризуется низкой оценкой
качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ
к порядку. В этом учении отрицаются какиелибо права подданных по закону,
обязательность
закона для всех, в том числе тех, кто их издает.
В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной.
Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления
власти, поддержания установленного порядка в обществе, механизма
осуществления власти и правосудия.
иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”,
“простолюдины”, “низкие” должны подчиняться “благородным мужам”.
       Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить
отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство,
Конфуций        отводил    ему     вспомогательную      роль,   противопоставляя
законодательство нормам добробетели.
       В основе конфуцианства – учение о правилах ритуала как нормативной
системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов.
Главное – это сохранение традиционных религиозно – моральных методов
воздействия на подданных. Основные категории конфуцианства – понятия
благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила
поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции
и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» («Беседы и
высказывания» (V в. до н.э.), трактатах Мэн-цзы (III в. до н.э.), «Ли цзы»
(«Записки о ритуалах») (IV в. до н.э.).
       По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании
всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими
моральными качествами: соблюдение ритуала (ли), человеколюбие (жень), забота
о людях (шу), почтительное отношение к родителям (сяо), преданность правителю
(чжун). Вся эта целостность, за исключением закона (фа) представляет собой
единство моральных и правовых явлений.
       В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами в IV-
III вв до н.э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право
непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу
недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым
воздерживаться от притеснения народа.
       В IV в. до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение –
легизм. одним из основателей этой школы “законников” был видный теоретик,
правитель области Шан – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с
обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания,
подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере
управления. Концепция управления легтстов характеризуется низкой оценкой
качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ
к порядку. В этом учении отрицаются какие – либо права подданных по закону,
обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает.
       В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной.
Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления
власти, поддержания установленного порядка               в обществе, механизма
осуществления власти и правосудия.