История политических и правовых учений. Карнишина Н.Г. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

права (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Феодосий Косой);
правомерность верховной власти и средств ее реализации (Федор Карпов, Зиновий
Отенский, Иван Семенович Пересветов, Андрей Михайлович Курбский). Суть
подхода данных авторов выразил И.С.Пересветов: «Государство без грозы, что
конь без узды». Андрей Курбский традиционно считал источником власти в
государстве божественную волю
, а цель верховной власти усматривал в
справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в
праведном (правосудном) разрешении всех дел.
Идея происхождения русского государства, форм организации верховной
власти и способов ее реализации нашла свое развитие в теории «Москва
третий Рим» монаха Елиазарова монастыря Филофея, русского писателя и
публициста
начала XVI в. (Третьим Римом стала Москвахранительница
православия, и московский государь – «высокопоставленный», «вседержавный»,
«богоизбранный» наследник великих государств Филофей обосновал
непререкаемость авторитета и обширность полномочий царя, основанных на
правде. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти.
2. Политико-правовые учения XVII в.
Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление
интереса к
проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно
представительной монархии. Смутное время, обогатив Россию политическим
опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило
роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в
управлении государством.
Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во
Временнике Ивана
Тимофеева (ум. в 1631 г.), где сформулированы уроки
Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти
Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным
правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных
установленным порядком; к незаконным – “захватчиков исамовенечников”,
которые саминаскочили на трон”. Все законы делились автором на
божественные, естественные и
уставные (позитивные).
Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли
произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа
Аввакума.
Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили
преобладание абсолютистские тенденции, т.к. шел сложный процесс накопления
нового опыта и знаний, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а
затем и
утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в
государстве. Они выразились в политических учениях о «просвещенной»
права (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Феодосий Косой);
правомерность верховной власти и средств ее реализации (Федор Карпов, Зиновий
Отенский, Иван Семенович Пересветов, Андрей Михайлович Курбский). Суть
подхода данных авторов выразил И.С.Пересветов: «Государство без грозы, что
конь без узды». Андрей Курбский традиционно считал источником власти в
государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в
справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в
праведном (правосудном) разрешении всех дел.
      Идея происхождения русского государства, форм организации верховной
власти и способов ее реализации нашла свое развитие в теории «Москва –
третий Рим» монаха Елиазарова монастыря Филофея, русского писателя и
публициста начала XVI в. (Третьим Римом стала Москва – хранительница
православия, и московский государь – «высокопоставленный», «вседержавный»,
«богоизбранный» наследник великих государств Филофей обосновал
непререкаемость авторитета и обширность полномочий царя, основанных на
правде. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти.

     2. Политико-правовые учения XVII в.
     Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление интереса к
проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно –
представительной монархии. Смутное время, обогатив Россию политическим
опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило
роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в
управлении государством.
     Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во
“Временнике” Ивана Тимофеева (ум. в 1631 г.), где сформулированы уроки
Смутного времени. Наиболее законным         вариантом происхождения власти
Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным
правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных
установленным порядком; к незаконным – “захватчиков” и “самовенечников”,
которые сами “наскочили на трон”. Все законы делились автором на
божественные, естественные и уставные (позитивные).
     Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли
произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа
Аввакума.
     Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили
преобладание абсолютистские тенденции, т.к. шел сложный процесс накопления
нового опыта и знаний, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а
затем и утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в
государстве.   Они выразились в политических учениях о «просвещенной»