История политических и правовых учений. Карнишина Н.Г. - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее
благо» для всех подданных (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).
3. Политические и правовые учения XVIII в.
С конца XVII в. развитие политико-правовых взглядов в России было
связано с формированием доктрины меркантилизма правовой защиты
российского купечества и предпринимательства (А.Л.Ординнащокин,
И.Т.
Посошков), реформаторской идеологии (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев),
идеологического обоснования абсолютизма.
В годы петровских реформ сложилась новая по форме и содержанию
официальная идеология русского самодержавия. Официальная доктрина
абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на
общее благо как цели государственной политики. Феофан Прокопович (1681-
1736) изображал естественное состояние людей как
«черное да беззаконное море».
Для выхода из такого состояния люди образуют «гражданский союз»,
устанавливают верховную власть, заключают договор с государством. В основе
учения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и
наукидвух свыше даруемыхзнание веры и убеждение в божественности
Священного Писания. Прокопович призывал в политике сочетать доводы
естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее. («Царь
стоит над законом, и это полезно народу»).
С идеологическим обоснованием правового положения дворянства
выступил государственный деятель, историк Василий Никитич Татищев (1686 –
1750), автор труда «История российская». Теоретической основой взглядов
В.Н.Татищева являются концепции естественного права и договорного
происхождения государства. («Естественное состояние
это состояние воли, «с
разумом и рассуждением употребляемая». Для пользы человека на него следует
наложить «узду неволи». Первая уздапо природе (власть родителей). Вторая
уздапо договору (господин и слуга). Третья уздапо принуждению (рабство или
невольничество)). Автор убеждал, что в России невозможна ни демократия, ни
аристократия. Лучшая форма правлениямонархия
.
Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726) в «Книге о скудости и
богатстве» изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества. Он
сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета,
тождественного божественной власти. Сословия появились в результате
разделения труда. («Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»).
И.Т.Посошков предлагал устроить равноправный для всех сословий суд, выражал
недовольство состоянием русского законодательства и предлагал издать новую
«судебную книгу».
монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее
благо» для всех подданных (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

      3. Политические и правовые учения XVIII в.
      С конца XVII в. развитие политико-правовых взглядов в России было
связано с формированием доктрины меркантилизма – правовой                защиты
российского купечества и предпринимательства (А.Л.Ордин – нащокин,
И.Т.Посошков), реформаторской идеологии (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев),
идеологического обоснования абсолютизма.
       В годы петровских реформ сложилась новая по форме и содержанию
официальная идеология русского самодержавия. Официальная доктрина
абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на
общее благо как цели государственной политики. Феофан Прокопович (1681-
1736) изображал естественное состояние людей как «черное да беззаконное море».
Для выхода из такого состояния люди образуют «гражданский союз»,
устанавливают верховную власть, заключают договор с государством. В основе
учения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и
науки – двух свыше даруемых – знание веры и убеждение в божественности
Священного Писания. Прокопович призывал в политике              сочетать доводы
естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее. («Царь
стоит над законом, и это полезно народу»).
      С идеологическим обоснованием           правового положения дворянства
выступил государственный деятель, историк Василий Никитич Татищев (1686 –
1750), автор труда «История российская». Теоретической основой взглядов
В.Н.Татищева являются концепции естественного права и договорного
происхождения государства. («Естественное состояние – это состояние воли, «с
разумом и рассуждением употребляемая». Для пользы человека на него следует
наложить «узду неволи». Первая узда – по природе (власть родителей). Вторая
узда – по договору (господин и слуга). Третья узда – по принуждению (рабство или
невольничество)). Автор убеждал, что в России невозможна ни демократия, ни
аристократия. Лучшая форма правления – монархия.
       Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726) в «Книге о скудости и
богатстве» изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества. Он –
сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета,
тождественного божественной власти.          Сословия появились в результате
разделения труда. («Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»).
И.Т.Посошков предлагал устроить равноправный для всех сословий суд, выражал
недовольство состоянием русского законодательства и предлагал издать новую
«судебную книгу».