ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
36
Для бытового дискурса, в особенности для детей и подростков , ха -
рактерно предпочтение прямой речи . Умение обращаться с косвенной ре-
чью (употреблять соответствующие синтаксические конструкции, заме-
нять местоимения с первого лица на третье и т.п.) формируется достаточно
поздно и, в основном , у людей, следящих за развитием своей грамотности
( многие типичные ошибки связаны со смешением прямой и косвенной ре-
чи : Он сказал я не хочу, хотя должно быть: Он сказал , что он не хочет ).
Н ЕСОБСТВЕННО -ПРЯМАЯ РЕЧЬ занимает промежуточное положение. С
одной стороны, она принадлежит автору, оформлена как косвенная (за ис-
ключением союзов и придаточных предложений). С другой стороны, она
содержит информационную и эмоциональную составляющую прямой речи
персонажа. Цитирование-вкрапление также очень близко подходит к этой
разновидности чужой речи , хотя кавычки часто позволяют больше дистан -
цироваться от речи цитируемого персонажа, иронизировать над ним: Пар -
ламентарии решили предложить Бордюже провести специальное заседа-
ние Совбеза «по ситуации в стране» .
Несобственно-прямая речь подробно исследовалась М .М .Бахтиным .
Возможность цитатам из чужой речи продолжать свою жизнь в речи авто -
ра вторичного речевого произведения привела французских семиологов –
последователей Бахтина – Р.Барта и Ю .Кристеву к идее интертекстуаль-
ности, под которой понимают разделяемый некоторым сообществом сово-
купный текстовый опыт.
3. М ОНОЛОГ, ДИАЛОГ, ПОЛИЛОГ. Исторически диалогическая форма
первична, монолог же как тип дискурса – более позднее достижение циви-
лизации. Термин же «полилог», появившийся вследствие недоразумения
(греч. dia «сквозь» было принято за dyo «два») обозначает ситуации с чис-
лом коммуникантов более двух.
ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС состоит из попеременных высказываний
участников общения – реплик. Именно реплика превращается в монолог в
дальнейшем, а не наоборот, монолог диалогизируется. Реальный диалог
всегда погружен в какую -либо ситуативную , деятельностную среду. Дога -
дайтесь, какова была ситуация: «Сюда?» – «Три четверти» (разливают
кофе). Это позволяет диалогу быть эллиптическим, неполным с точки зре-
ния «правильного , оптимального высказывания». Диалог как бы встроен в
совместное действие собеседников , организует его . Ср. еще пример : «А ?»
– «А» – (бегут в противоположные стороны). Большая часть информации
для стороннего наблюдателя не видна, находится «за кадром»: Мы поедем
в воскресенье за город? – Нет , у меня сел аккумулятор.
Диалог весьма часто встречается в художественной литературе, поч-
ти всегда – в драматических произведениях. Бывает он и в публицистике
для создания определенного эффекта (интервью , хотя часто весьма искус-
ственные ). В древнегреческой литературе диалог был весьма обычным
средством научного дискурса (ср . ДИАЛОГИ Платона).
36 Для бытов ого ди ск ур са, в особе н н ости для де те йи подр остк ов , ха- р ак те р н о пр е дпочте н и е пр ям ойр е чи . У м е н и е обр ащ аться с к осв е н н ойр е - чью (употр е блять соотв е тств ую щ и е си н так си че ск и е к он стр ук ци и , зам е - н ять м е стои м е н и яс пе р в ого ли ца н а тр е тье и т.п.) ф ор м и р уе тсядостаточн о поздн о и , в осн ов н ом , у лю де й, сле дящ и х за р азв и ти е м св ое йгр ам отн ости (м н оги е ти пи чн ые оши бк и св язан ы со см е ше н и е м пр ям ойи к осв е н н ойр е - чи : О н сказал я н ехочу, хотядолж н о быть: О н сказал , чт о он н ехочет ). Н Е СО БСТВ Е Н Н О -ПР Я М А Я Р Е Ч Ь зан и м ае т пр ом е ж уточн ое полож е н и е . С одн ойстор он ы, он а пр и н адле ж и т ав тор у, оф ор м ле н а к ак к осв е н н ая (за и с- к лю че н и е м сою зов и пр и даточн ых пр е длож е н и й). С др угой стор он ы, он а соде р ж и т и н ф ор м аци он н ую и эм оци он альн ую состав ляю щ ую пр ям ойр е чи пе р сон аж а. Ц и ти р ов ан и е -в к р апле н и е так ж е оче н ь бли зк о подходи т к этой р азн ов и дн ости чуж ойр е чи , хотя к ав ычк и часто позв оляю т больше ди стан - ци р ов аться от р е чи ци ти р уе м ого пе р сон аж а, и р он и зи р ов ать н ад н и м : Пар- л амен т ари и реши л и п редл ож и т ь Бордюж еп ров ест и сп ец и ал ь н оезаседа- н и еСовбеза «п о си т уац и и в ст ран е». Н е собств е н н о-пр ям ая р е чь подр обн о и ссле дов алась М .М .Б ахти н ым . В озм ож н ость ци татам и зчуж ойр е чи пр одолж ать св ою ж и зн ь в р е чи ав то- р а в тор и чн ого р е че в ого пр ои зв е де н и я пр и в е ла ф р ан цузск и х се м и ологов – после дов ате ле йБ ахти н а – Р.Б ар та и Ю .К р и сте в у к и де е и н т ерт екст уал ь - н ост и , под к отор ойпон и м аю т р азде ляе м ыйн е к отор ым сообщ е ств ом сов о- к упн ыйте к стов ыйопыт. 3. М О Н О ЛО Г, ДИ АЛО Г, П О ЛИ ЛО Г. И стор и че ск и ди алоги че ск ая ф ор м а пе р в и чн а, м он олог ж е к ак ти п ди ск ур са – боле е поздн е е дости ж е н и е ци в и - ли заци и . Те р м и н ж е «поли лог», появ и в ши йся в сле дств и е н е дор азум е н и я (гр е ч. dia «скв озь » было пр и н ято за dyo «дв а») обозн ачае т си туаци и с чи с- лом к ом м ун и к ан тов боле е дв ух. Д И А Л О Г И Ч Е СК И Й Д И СК У Р С состои т и з попе р е м е н н ых в ыск азыв ан и й участн и к ов общ е н и я – реп л и к. И м е н н о р е пли к а пр е в р ащ ае тся в м он олог в дальн е йше м , а н е н аобор от, м он олог ди алоги зи р уе тся. Ре альн ый ди алог в се гда погр уж е н в к ак ую -ли бо си туати в н ую , де яте льн остн ую ср е ду. Дога- дайте сь, к ак ов а была си туаци я: «Сюда?» – «Три чет в ерт и » (р азли в аю т к оф е ). Э то позв оляе т ди алогу быть элли пти че ск и м , н е полн ым с точк и зр е - н и я «пр ав и льн ого, опти м альн ого в ыск азыв ан и я». Ди алог к ак бы в стр ое н в сов м е стн ое де йств и е собе се дн и к ов , ор ган и зуе т е го. С р . е щ е пр и м е р : «А ?» – «А » – (бегут в п рот и в оп ол ож н ыест орон ы). Б ольшаячасть и н ф ор м аци и для стор он н е го н аблю дате ля н е в и дн а, н аходи тся «за к адр ом »: М ы п оедем в в оскресен ь еза город? – Н ет , умен я сел аккумул ят ор. Ди алог в е сьм а часто в стр е чае тся в худож е ств е н н ойли те р атур е , поч- ти в се гда – в др ам ати че ск и х пр ои зв е де н и ях. Б ыв ае т он и в публи ци сти к е для создан и я опр е де ле н н ого эф ф е к та (и н те р в ью , хотя часто в е сьм а и ск ус- ств е н н ые ). В др е в н е гр е че ск ой ли те р атур е ди алог был в е сьм а обычн ым ср е дств ом н аучн ого ди ск ур са (ср . ДИ АЛО ГИ П латон а).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »