ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
35
2. П РЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. Второй параметр классификации типов
речи : принадлежность речи либо самому автору, либо другому лицу . Чу-
жая речь, т.е . речь другого лица либо самого автора, но в другой времен-
ной точке (воспоминания, проекты) или рассмотренная «со стороны» мо-
жет быть разделена на три подтипа : прямая речь , косвенная речь , несобст -
венно-прямая речь . Примеры: Антон выглянул в окно и сказал : «Какая за-
мечательная сегодня погода! Можно кататься на лыжах» / Антон выгля-
нул в окно и сказал , что погода сегодня замечательная , и можно катать-
ся на лыжах. / Антон выглянул в окно. Какая замечательная сегодня пого -
да! Можно кататься на лыжах.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ вводится, сопровождается или заключается словами ав -
тора. Ее ввод сопровождается соответствующим лексическим (сказать,
молвить, спросить, ответить), интонационным , синтаксическим и пунк-
туационным , параграфематическим (абзац, курсив, шрифтовое выделение)
и даже графическим оформлением (пузыри , bubbles). Последние из упомя-
нутых средств факультативны, пузыри же не имеют авторского сопровож -
дения. Но авторское сопровождение может отсутствовать в удлиненных
диалогах, в пьесах (только ремарки и указания на роли ). Кроме того , в по -
следних случаях (пузыри, графика) данный тип приближается к третьему –
к несобственно-прямой речи . Высказывание персонажа, например рекла-
мы, становится частью единого текстово-семиотического комплекса, кото -
рый представляет собою рекламное произведение (Никто не поможет
России, кроме нас самих. {Портрет врача/старушки /ребенка}. Пожалуй -
ста, заплатите налоги .
Используется прямая речь весьма широко и не только в художест-
венной литературе. Пример из публицистики: Сотрудник администрации
президента был безутешен : «Примаков хочет вогнать Ельцина в гроб.
Как почует , что деду плохо , – немедленно приезжает в Кремль и начина-
ет накручивать и нервировать». Пример из научного дискурса: В этом
же исследовании В. фон Гумбольдта выставлен тезис, неоднократно по-
вторяющийся в последующих его работах: «Язык – это мир, лежащий
между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Прямая
речь создает яркий и живой стилистический эффект, эффект присутствия
персонажа в момент речи .
К ОСВЕННАЯ РЕЧЬ имеет особое синтаксическое и пунктуационное
оформление (сказал , что...). В данном случае автор вторичного высказы -
вания пересказывает чужую речь, как объект, а не репродуцирует ее как
иллюстрацию : Он сказал , что коровы не летают . Я знаю , что коровы не
летают . Ср. Я знаю это. Он сказал эти слова. Косвенная речь поэтому
более нейтральна, отчужденна, «объективна». Следует сказать, что в офи-
циальном либо в научном дискурсе такой способ представления чужого
слова превалирует: Жириновский признался, что слухи о возможном из-
гнании из Белого дома коммуниста Юрия Маслюкова его радуют .
35 2. П РЯ М АЯ И К О С В Е Н Н АЯ РЕ Ч Ь . В тор ойпар ам е тр к ласси ф и к аци и ти пов р е чи : пр и н адле ж н ость р е чи ли бо сам ом у ав тор у, ли бо др угом у ли цу. Ч у- ж ая р е чь, т.е . р е чь др угого ли ца ли бо сам ого ав тор а, н о в др угойв р е м е н - н ойточк е (в оспом и н ан и я, пр ое к ты) и ли р ассм отр е н н ая «со стор он ы» м о- ж е т быть р азде ле н а н а тр и подти па: п рямая речь , косв ен н ая речь , н есобст - в ен н о-п рямая речь . П р и м е р ы: А н т он выгл ян ул в окн о и сказал : « К акая за- мечат ел ь н ая сегодн я п огода! М ож н о кат ат ь ся н а л ыж ах» / А н т он в ыгл я- н ул в окн о и сказал , чт о п огода сегодн я замечат ел ь н ая, и мож н о кат ат ь - ся н а л ыж ах. / А н т он в ыгл ян ул в окн о. К акая замечат ел ь н ая сегодн я п ого- да! М ож н о кат ат ь ся н а л ыж ах. П Р Я М А Я Р Е Ч Ь в в оди тся, сопр ов ож дае тсяи ли зак лю чае тсяслов ам и ав - тор а. Е е в в од сопр ов ож дае тся соотв е тств ую щ и м ле к си че ск и м (сказат ь , мол в и т ь , сп роси т ь , от вет и т ь ), и н тон аци он н ым , си н так си че ск и м и пун к - туаци он н ым , пар агр аф е м ати че ск и м (абзац, к ур си в , шр и ф тов ое в ыде ле н и е ) и даж е гр аф и че ск и м оф ор м лен и е м (п узыри , bubbles). П осле дн и е и зупом я- н утых ср е дств ф ак ультати в н ы, пузыр и ж е н е и м е ю т ав тор ск ого сопр ов ож - де н и я. Н о ав тор ск ое сопр ов ож де н и е м ож е т отсутств ов ать в удли н ен н ых ди алогах, в пье сах (тольк о р е м ар к и и ук азан и я н а р оли ). К р ом е того, в по- сле дн и х случаях (пузыр и , гр аф и к а) дан н ыйти п пр и бли ж ае тсяк тр е тье м у – к н е собств е н н о-пр ям ой р е чи . В ыск азыв ан и е пе р сон аж а, н апр и м е р р е к ла- м ы, стан ов и тся частью е ди н ого те к стов о-се м и оти че ск ого к ом пле к са, к ото- р ый пр е дстав ляе т собою р е к лам н ое пр ои зв е де н и е (Н и кт о н е п омож ет Р осси и , кроме н ас сами х. {Порт рет в рача/ст арушки /ребен ка}. Пож ал уй- ст а, зап л ат и т ен ал оги . И спользуе тся пр ям ая р е чь в е сьм а ши р ок о и н е тольк о в худож е ст- в е н н ойли те р атур е . П р и м е р и зпубли ци сти к и : Сот рудн и к адми н и ст рац и и п рези ден т а был безут ешен : « При маков хочет в огн ат ь Е л ь ц и н а в гроб. К ак п очует , чт о деду п л охо, – н емедл ен н о п ри езж ает в К ремл ь и н ачи н а- ет н акручи в ат ь и н ерви ров ат ь ». П р и м е р и з н аучн ого ди ск ур са: В эт ом ж еи ссл едов ан и и В . фон Г умбол ь дт а в ыст ав л ен т ези с, н еодн ократ н о п о- в т оряющ и йся в п осл едующ и х его работ ах: « Я зык – эт о ми р, л еж ащ и й меж ду ми ром в н ешн и х яв л ен и й и в н ут рен н и м ми ром чел ов ека». П р ям ая р е чь создае т яр к и йи ж и в ойсти ли сти че ск и йэф ф е к т, эф ф е к т пр и сутств и я пе р сон аж а в м ом е н т р е чи . К О СВ Е Н Н А Я Р Е Ч Ь и м е е т особое си н так си че ск ое и пун к туаци он н ое оф ор м ле н и е (сказал , чт о...). В дан н ом случае ав тор в тор и чн ого в ыск азы- в ан и я пе р е ск азыв ае т чуж ую р е чь, к ак объ е к т, а н е р е пр одуци р уе т е е к ак и ллю стр аци ю : О н сказал , чт о коров ы н ел ет ают . Я зн аю, чт о коров ы н е л ет ают . С р . Я зн аю эт о. О н сказал эт и сл ов а. К осв е н н ая р е чь поэтом у боле е н е йтр альн а, отчуж де н н а, «объ е к ти в н а». С ле дуе т ск азать, что в оф и - ци альн ом ли бо в н аучн ом ди ск ур се так ой способ пр е дстав ле н и я чуж ого слов а пр е в али р уе т: Ж и ри н ов ски й п ри зн ал ся, чт о сл ухи о в озмож н ом и з- гн ан и и и з Бел ого дома коммун и ст а Ю ри я М аслюкова его радуют .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »