Дискурс. Кашкин В.Б. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

33
художественного текста, можно наблюдать виды речи , характерные для
текстов разных типов . Речевая типология описывает виды речи , встре-
чающиеся внутри текста, исходя из параметров участников (направления и
количественного состава, отношения к контексту и способам изложения).
1. П РОИЗВОДИТЕЛЬ РЕЧИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЕ Й СТВИЯ . Сравните два
высказывания: Товарищ Сталин был большим ученым и Я думаю, что то-
варищ Сталин был большим ученым. Впечатление от этих высказываний,
их смыслы различны. Еще пример: Он думает , что товарищ Сталин был
большим ученым. Как видим, смысл связан не только со словами и их зна-
чениями, даже не только с контекстом употребления этих слов , а с тем,
кому принадлежат эти слова, кто является отправителем сообщения. Лю -
бое слово произносится кем- то (У .Матурана) нет безличных слов сло-
во обращено к кому- то (М .М .Бахтин). Сравните еще два высказывания: Я
проклинаю тебя и Он проклинает его , принадлежность первого из них са-
мому производителю речедействия делает его особым коммуникативным
типом высказывания, перформативом . Еще: Я не пью черный кофе и Мы не
пьем черный кофе, второе из высказываний имеет явно выраженную со-
циоцентрическую направленность (стадный инстинкт как способ самоза -
щиты от ответственности выбора).
Типы речи выделяются на основе соотнесения речевого акта с тем
или иным его участником (я обращаю свою речь к тебе , говоря о нем). В
классификации Г.Я .Солганика три таких типа, однако возможны и другие
подходы, учитывающие фактор множественности , социальную среду (ты
и Вы, я и мы ), формально-функциональные несоответствия (Так настоя-
щие пионеры не поступают ! = не поступай так ! ) и комбинации типов .
ПЕРВЫЙ ТИП РЕЧИ высказывания от первого лица. В этот раздел
включаются не только предложения с я/мы , но и косвенные средства вы-
ражения я:
1) Я делаю что-то, Мой/наш кто-то делает что-то;
2) побудительные и вопросительные высказывания от имени «я»;
3) эмоционально-восклицательные высказывания;
4) высказывания с вводными модальными словами.
В художественной литературе речь «от первого лица» весьма часто
является особым приемом, при этом автор художественного произведения
и вымышленный автор высказывания не совпадают. Это создает еще
большую полифонию в партитуре текста (Х .Вайнрих), ведь мы можем вы-
делить (если , конечно, обладаем «слухом») голоса автора, рассказчика,
других персонажей. Очень многие писатели обращались к форме «испове-
ди» рассказчика (Достоевский, Руссо, Уайльд ), при этом исповедь велась
вовсе необязательно от лица самого автора. В поэзии также часто встреча-
ем ситуацию , когда автор и лирический герой находятся на расстоянии.
Ж анровые сферы использования первого типа речи определяются
сферами деятельности «я»: письмо (преимущественно личное ), публици -
стика (с ярко выдержанной позицией автора, в особенности ), художест-
                                              33

худож е ств е н н ого те к ста, м ож н о н аблю дать в и ды р е чи , хар ак те р н ые для
те к стов р азн ых ти пов . Ре че в ая ти пологи я опи сыв ае т в и ды р е чи , в стр е -
чаю щ и есяв н утр и те к ста, и сходяи зпар ам е тр ов участн и к ов (н апр ав ле н и яи
к оли че ств е н н ого состав а, отн оше н и як к он те к сту и способам и злож е н и я).
         1. П РО И ЗВ О ДИ ТЕ ЛЬ РЕ Ч И И П РО И ЗВ О ДИ ТЕ ЛЬ ДЕ Й С ТВ И Я . С р ав н и те дв а
в ыск азыв ан и я: Тов ари щ Ст ал и н был боль ши м учен ым и Я дума ю , чт о т о-
в ари щ Ст ал и н был бол ь ши м учен ым. В пе чатле н и е от эти х в ыск азыв ан и й,
и х см ыслы р азли чн ы. Е щ е пр и м е р : Он дума ет , чт о т ов ари щ Ст ал и н был
бол ь ши м учен ым. К ак в и ди м , см ысл св язан н е тольк о со слов ам и и и х зн а-
че н и ям и , даж е н е тольк о с к он те к стом употр е бле н и я эти х слов , а с те м ,
к ом у пр и н адле ж ат эти слов а, к то яв ляе тся отпр ав и те ле м сообщ е н и я. Лю -
бое слов о пр ои зн оси тся кем-т о (У .М атур ан а) – н е т бе зли чн ых слов – сло-
в о обр ащ е н о к кому-т о (М .М .Б ахти н ). С р ав н и те е щ е дв а в ыск азыв ан и я: Я
п рокл и н аю т ебя и Он п рокли н ает его, пр и н адле ж н ость пе р в ого и зн и х са-
м ом у пр ои зв оди те лю р е че де йств и я де лае т е го особым к ом м ун и к ати в н ым
ти пом в ыск азыв ан и я, пе р ф ор м ати в ом . Ещ е : Я н еп ь ю черн ый кофеи М ы н е
п ь ем черн ый кофе, в тор ое и з в ыск азыв ан и й и м е е т яв н о в ыр аж е н н ую со-
ци оце н тр и че ск ую н апр ав ле н н ость (стадн ый и н сти н к т к ак способ сам оза-
щ и ты от отв е тств е н н ости в ыбор а).
         Ти пы р е чи в ыде ляю тся н а осн ов е соотн е се н и я р е че в ого ак та с те м
и ли и н ым е го участн и к ом (я обращ аю св ою речь к т ебе, гов оря о нем). В
к ласси ф и к аци и Г.Я .С олган и к а тр и так и х ти па, одн ак о в озм ож н ы и др уги е
подходы, учи тыв аю щ и е ф ак тор м н ож е ств е н н ости , соци альн ую ср е ду (т ы
и В ы, я и мы), ф ор м альн о-ф ун к ци он альн ые н е соотв е тств и я (Так н аст оя-
щ и еп и он еры н еп ост уп ают ! = н еп ост уп ай т ак!) и к ом би н аци и ти пов .
         П Е Р В Ы Й ТИ П Р Е Ч И – в ысказыв ан и я от п ерв ого л и ц а. В э тот р азде л
в к лю чаю тся н е тольк о пр е длож е н и я с я/мы, н о и к осв е н н ые ср е дств а в ы-
р аж е н и яя:
         1) Я дел аю чт о-т о, М ой/н аш кт о-т о дел ает чт о-т о;
         2) побуди те льн ые и в опр оси те льн ые в ыск азыв ан и яот и м е н и «я»;
         3) эм оци он альн о-в оск ли цате льн ые в ыск азыв ан и я;
         4) в ыск азыв ан и яс в в одн ым и м одальн ым и слов ам и .
         В худож е ств е н н ойли те р атур е р е чь «от пе р в ого ли ца» в е сьм а часто
яв ляе тся особым пр и е м ом , пр и этом ав тор худож е ств е н н ого пр ои зв е ден и я
и в ым ышлен н ый ав тор в ыск азыв ан и я н е сов падаю т. Э то создае т е щ е
большую поли ф он и ю в пар ти тур е те к ста (Х .В айн р и х), в е дь м ы м ож е м в ы-
де ли ть (е сли , к он е чн о, обладае м «слухом ») голоса ав тор а, р асск азчи к а,
др уги х пе р сон аж е й. О че н ь м н оги е пи сате ли обр ащ али сь к ф ор м е «и спов е -
ди » р асск азчи к а (Достое в ск и й, Руссо, У айльд), пр и этом и спов е дь в е лась
в ов се н е обязате льн о от ли ца сам ого ав тор а. В поэзи и так ж е часто в стр е ча-
е м си туаци ю , к огда ав тор и ли р и че ск и йге р ойн аходятсян а р асстоян и и .
         Ж ан р ов ые сф е р ы и спользов ан и я пе р в ого ти па р е чи опр е де ляю тся
сф е р ам и де яте льн ости «я»: пи сьм о (пр е и м ущ е ств е н н о ли чн ое ), публи ци -
сти к а (с яр к о в ыде р ж ан н ой пози ци е й ав тор а, в особе н н ости ), худож е ст-