Дискурс. Кашкин В.Б. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
ре, ссылке на обобщенный человеческий опыт. Ссылка на обобщенный че-
ловеческий опыт (в том числе и на предвзятые мнения, мифы и предрас-
судки) связана с нелингвистической частью сообщения, напрямую невы-
раженной в высказывании, но которую обычно подразумевают как гово-
рящий, так и слушающий. Эта невыраженная подразумеваемая часть, как
уже говорилось, называется пресуппозицией . В пресуппозицию входят как
само по себе знание языка сообщения, так и знание ситуации, а также ком -
плекс лингвострановедческих, лингвокультурных, общих энциклопедиче-
ских знаний, фоновые знания. Ср.: Однажды он не вымыл руки ... Скончал -
ся он в страшных судорогах и мучениях (пример Г.Я .Солганика), эти фра-
зы могут быть связаны исходя из общеэнциклопедической пресуппозиции
<грязь может быть источником заболевания> Другой пример: Вам меда
или варенья? И того , и другого . Пресуппозиции коммуникантов опира-
ются на разные модели мира. Первый исходит из предположения, что чай
пьется с чем-то одним, второй имеет более гедонистическую модель мира.
СФЕ также связаны между собой, обеспечивая единство и цельность
всего текста. Средства связи конституентов текста, средства обеспечения
последовательности излагаемых фактов , их преемственности объединяют-
ся под общим понятием когезии текста. Определенную последовательность
фактов и событий, излагаемых в тексте называют континуумом. Это еще
одна базовая категория теории текста.
Средства обеспечения связности разнообразны. Они включают при-
содинение, соположение, параллелизмы, синтаксические цепи , лексико-
семантические повторы и т.п. (В третий раз я делаю ошибку. И ошибка
эта ужасна присоединение с помощью союза и ; Иван бежит, Василий
лежит, а дело стоит соположение похожих конструкций с разными
подлежащими; Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу
параллелизм с лексико-семантическими повторами и т.п.).
Существенным средством соединения отдельных предложений в
текстовый континуум является последовательность глагольных времен в
тексте . Здесь особенную роль играет глагольная категория таксиса (отно-
сительного времени): He was helplessly watching the sky (одновременность) .
A star fell down but he would not think of it (антиципация). He had received a
severe blow from his friend (ретроспекция) and would never recover. He closed
his eyes. His consciousness abandoned him (последовательность) . Немецкий
исследователь Х .Вайнрих называет систему отношений текстовых средств
партитурой текста. И действительно, глагольные , артиклевые , синтакси -
ческие и другие средства напоминают взаимоотношения партий отдельных
инструментов в оркестровой партитуре, весь текст звучит, как оркестр , как
крупное симфоническое или хоровое произведение.
1.3. Типы речи в тексте
Типология дискурса и текста выделяет типы по основному, комму-
никативно-значимому виду речи . В то же время, внутри одного , например
                                               32

р е , ссылк е н а обобщ е н н ыйче лов е че ск и йопыт. С сылк а н а обобщ е н н ыйче -
лов е че ск и йопыт (в том чи сле и н а пр е дв зятые м н е н и я, м и ф ы и пр едр ас-
судк и ) св язан а с н е ли н гв и сти че ск ой частью сообщ е н и я, н апр ям ую н е в ы-
р аж е н н ой в в ыск азыв ан и и , н о к отор ую обычн о подр азум е в аю т к ак гов о-
р ящ и й, так и слушаю щ и й. Э та н е в ыр аж е н н ая подр азум е в ае м ая часть, к ак
уж е гов ор и лось, н азыв ае тся п ресуп п ози ц и ей. В пр е суппози ци ю в ходят к ак
сам о по се бе зн ан и е язык а сообщ е н и я, так и зн ан и е си туаци и , а так ж е к ом -
пле к с ли н гв остр ан ов е дческ и х, ли н гв ок ультур н ых, общ и х эн ци к лопе ди че -
ск и х зн ан и й, фон овыезн ан и я. С р .: О дн аж ды он н ев ымыл руки ... Скон чал -
ся он в ст рашн ых судорогах и мучен и ях (пр и м е р Г.Я .С олган и к а), эти ф р а-
зы м огут быть св язан ы и сходя и зобщ е эн ци к лопе ди че ск ойпр е суппози ци и
<грязь мож ет быт ь и ст очн и ком забол еван и я> Др угойпр и м е р : В ам меда
и л и в арен ь я? – И т ого, и другого. П р е суппози ци и к ом м ун и к ан тов опи р а-
ю тся н а р азн ые м оде ли м и р а. П е р в ыйи сходи т и зпр е дполож е н и я, что чай
пье тсяс че м -то одн и м , в тор ойи м е е т боле е ге дон и сти че ск ую м оде ль м и р а.
         С ФЕ так ж е св язан ы м е ж ду собой, обе спе чи в ая е ди н ств о и це льн ость
в се го те к ста. С р е дств а св язи к он сти туе н тов те к ста, ср е дств а обе спе че н и я
после дов ате льн ости и злагае м ых ф ак тов , и х пр е е м ств е н н ости объ е ди н яю т-
сяпод общ и м пон яти е м когези и те к ста. О пр е де ле н н ую после дов ате льн ость
ф ак тов и событи й, и злагае м ых в те к сте н азыв аю т кон т и н уумом. Э то – е щ е
одн а базов аяк ате гор и яте ор и и те к ста.
         С р е дств а обе спе че н и я св язн ости р азн ообр азн ы. О н и в к лю чаю т пр и -
соди н е н и е , сополож е н и е , пар алле ли зм ы, си н так си че ск и е це пи , ле к си к о-
се м ан ти че ск и е пов тор ы и т.п. (В т рет и й раз я дел аю оши бку. И оши бка
эт а уж асн а – пр и сое ди н е н и е с пом ощ ью сою за и ; И ван беж и т , В аси л и й
л еж и т , а дел о ст ои т – сополож е н и е похож и х к он стр ук ци й с р азн ым и
подле ж ащ и м и ; Н и чего н ев и ж у, н и чего н еслышу, н и чего н и кому н ескаж у
– пар алле ли зм с ле к си к о-се м ан ти че ск и м и пов тор ам и и т.п.).
         С ущ е ств е н н ым ср е дств ом сое ди н е н и я отде льн ых пр е длож е н и й в
те к стов ый к он ти н уум яв ляе тся после дов ате льн ость глагольн ых в р е м е н в
те к сте . Зде сь особе н н ую р оль и гр ае т глагольн ая к ате гор и я так си са (отн о-
си те льн ого в р е м е н и ): He was helplessly watching the sky (одн ов р е м е н н ость).
A star fell down but he would not think of it (ан ти ци паци я). He had received a
severe blow from his friend (р е тр оспе к ци я) and would never recover. He closed
his eyes. His consciousness abandoned him (после дов ате льн ость). Н е м е цк и й
и ссле дов ате ль Х .В айн р и х н азыв ае т си сте м у отн оше н и йте к стов ых ср е дств
п арт и т урой т екст а. И де йств и те льн о, глагольн ые , ар ти к ле в ые , си н так си -
че ск и е и др уги е ср е дств а н апом и н аю т в заи м оотн оше н и япар ти йотдельн ых
и н стр ум е н тов в ор к е стр ов ойпар ти тур е , в е сь те к ст зв учи т, к ак ор к е стр , к ак
к р упн ое си м ф он и че ск ое и ли хор ов ое пр ои зв е де н и е .

                                1.3. Тип ы реч и в текс те
        Ти пологи я ди ск ур са и те к ста в ыде ляе т ти пы по осн ов н ом у, к ом м у-
н и к ати в н о-зн ачи м ом у в и ду р е чи . В то ж е в р е м я, в н утр и одн ого, н апр и м е р