ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
40
Интересно, что если выписать зачины фрагментов из большого тек -
ста, мы также получим отдельный текст, соединенный цепной или парал-
лельной связью . Некоторые приемы информационной обработки (анноти -
рование, реферирование и т.п.) используют именно это свойство текста.
Действительно, зачины фрагментов образуют смысловой каркас текста,
выступают в качестве опорных пунктов нашей памяти при создании и ин-
терпретации текста.
Дискурсную функцию высказывания во многом обеспечивают суп-
расегментные , просодические средства (интонация, паузация, ритм и т. п.).
Просодия, просодика (от греч. προσώδια «ударение, припев») реализуется в
речи на всех уровнях (от слога до текста). Исторически просодика связана
с изучением стихотворной речи . Соответствующий раздел античной грам -
матики был частью учения о стихе : соотношение слогов по ударению , дол-
готе или высоте , метрическая система стиха , мелодические характеристи -
ки, деление на стопы и др . Включает супрасегментные средства организа -
ции речи (надсегментные , нелинейные , которые поэтому ближе к комму-
никативной задаче, к пониманию ), такие как высота тона, повыше -
ние/понижение тона, громкость, длительность, интенсивность, время, тем-
поральные изменения, распределение ударения, паузация.
Контрольные вопросы и задания к теме 4.
1. Найдите отрывки каждого типа речи (от первого , второго , третьего
лица) в литературных произведениях, в газете или в рекламе. Перепишите
каждый из них на другой тип. Что получилось, какой эффект достигнут
или утрачен, какие языковые средства использовались и заменялись?
2. Найдите примеры прямой, косвенной, несобственно-прямой речи в
текстах. Переделайте их в другой тип речи и проанализируйте различия в
дискурсивном эффекте .
3. Найдите и проанализируйте примеры монолога , диалога и полило-
га . Превратите диалог в монолог и наоборот. Какие формальные и смыло-
вые изменения наблюдаются в результате переделки?
4. Найдите и проанализируйте примеры описания, повествования и
рассуждения.
2. Автор учебного пособия «Стилистика текста» Г.Я .Солганик при-
водит пример , как можно связать два, казалось бы, разнородных предло-
жения: Волга впадает в Каспийское море. Гипотенуза – сторона прямо -
угольного треугольника, лежащая против прямого угла. Например , так :
Волга впадает в Каспийское море. Нередко над морем , особенно в солнеч -
ные дни после дождя, встает яркая радуга, чем - то напоминающая гипо-
тенузу. Гипотенуза – сторона прямоугольного треугольника, лежащая
против прямого угла. Попробуйте сами связать фразы : 1) В огороде рас-
тет бузина. А в Киеве – дядя. 2) Апельсины издавали нежный аромат .
Гвозди были сделаны из непрочного металла. 3) Котята любят играть.
Вы не пожалеете об этом.
40 И н те р е сн о, что е сли в ыпи сать зачи н ы ф р агм е н тов и збольшого те к - ста, м ы так ж е получи м отде льн ыйте к ст, сое ди н е н н ыйце пн ойи ли пар ал- ле льн ойсв язью . Н е к отор ые пр и е м ы и н ф ор м аци он н ойобр аботк и (ан н оти - р ов ан и е , р е ф е р и р ов ан и е и т.п.) и спользую т и м е н н о это св ойств о те к ста. Де йств и те льн о, зачи н ы ф р агм е н тов обр азую т см ыслов ой к ар к ас те к ста, в ыступаю т в к аче ств е опор н ых пун к тов н аше йпам яти пр и создан и и и и н - те р пр е таци и те к ста. Ди ск ур сн ую ф ун к ци ю в ыск азыв ан и я в о м н огом обе спе чи в аю т суп- р асе гм е н тн ые , пр осоди че ск и е ср е дств а (и н тон аци я, паузаци я, р и тм и т.п.). П р осоди я, пр осоди к а (от гр е ч. προ σώδι α «удар е н и е , пр и пе в ») р е али зуе тсяв р е чи н а в се х ур ов н ях (от слога до те к ста). И стор и че ск и пр осоди к а св язан а с и зуче н и е м сти хотв ор н ойр е чи . С оотв е тств ую щ и йр азде л ан ти чн ойгр ам - м ати к и был частью уче н и яо сти хе : соотн оше н и е слогов по удар е н и ю , дол- готе и ли в ысоте , м е тр и че ск ая си сте м а сти ха, м е лоди че ск и е хар ак те р и сти - к и , де ле н и е н а стопы и др . В к лю чае т супр асе гм е н тн ые ср е дств а ор ган и за- ци и р е чи (н адсе гм е н тн ые , н е ли н е йн ые , к отор ые поэтом у бли ж е к к ом м у- н и к ати в н ой задаче , к пон и м ан и ю ), так и е к ак в ысота тон а, пов ыше - н и е /пон и ж е н и е тон а, гр ом к ость, дли те льн ость, и н те н си в н ость, в р е м я, те м - пор альн ые и зм е н е н и я, р аспр е де ле н и е удар е н и я, паузаци я. Контрольные воп рос ы и за да ния к тем е 4. 1. Н айди те отр ыв к и к аж дого ти па р е чи (от пе р в ого, в тор ого, тр е тье го ли ца) в ли те р атур н ых пр ои зв е де н и ях, в газе те и ли в р е к лам е . П е р е пи ши те к аж дый и з н и х н а др угой ти п. Ч то получи лось, к ак ой эф ф е к т дости гн ут и ли утр аче н , к ак и е язык ов ые ср е дств а и спользов али сь и зам е н яли сь? 2. Н айди те пр и м е р ы пр ям ой, к осв е н н ой, н е собств е н н о-пр ям ойр е чи в те к стах. П е р е де лайте и х в др угойти п р е чи и пр оан али зи р уйте р азли чи я в ди ск ур си в н ом эф ф е к те . 3. Н айди те и пр оан али зи р уйте пр и м е р ы м он олога, ди алога и поли ло- га. П р е в р ати те ди алог в м он олог и н аобор от. К ак и е ф ор м альн ые и см ыло- в ые и зм е н е н и ян аблю даю тсяв р е зультате пе р е де лк и ? 4. Н айди те и пр оан али зи р уйте пр и м ер ы опи сан и я, пов е ств ов ан и я и р ассуж де н и я. 2. Ав тор уче бн ого пособи я «С ти ли сти к а те к ста» Г.Я .С олган и к пр и - в оди т пр и м е р , к ак м ож н о св язать дв а, к азалось бы, р азн ор одн ых пр е дло- ж е н и я: В ол га в п адает в К асп и йское море. Г и п от ен уза – ст орон а п рямо- угол ь н ого т реугол ь н и ка, леж ащ ая п рот и в п рямого угл а. Н апр и м е р , так : В ол га в п адает в К асп и йскоеморе. Н ередко н ад морем, особен н о в сол н еч- н ыедн и п осл едож дя, в ст ает яркая радуга, чем-т о н ап оми н ающ ая ги п о- т ен узу. Г и п от ен уза – ст орон а п рямоугол ь н ого т реугол ь н и ка, л еж ащ ая п рот и в п рямого угл а. П опр обуйте сам и св язать ф р азы: 1) В огороде рас- т ет бузи н а. А в К и ев е – дядя. 2) А п ел ь си н ы и здав ал и н еж н ый аромат . Г в озди был и сдел ан ы и з н еп рочн ого мет ал л а. 3) К от ят а л юбят и грат ь . В ы н еп ож алеет еоб эт ом.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- …
- следующая ›
- последняя »