Дискурс. Кашкин В.Б. - 65 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

65
ТЕМА 8. АВТОРИТЕТНОСТЬ И АВТОРСТВО ДИСКУРСА
1.1. Категория авторитетности в дискурсе
Коммуникация процесс взаимной координации деятельности через
посредство вербальных и невербальных знаковых систем, вырабатываемых
и изменяемых в самом этом процессе (У.Матурана). Коммуникационный
процесс предполагает создание сферы совместных действий, консенсуаль-
ной дискурсивной (или знаковой) сферы. Данная сфера обладает свойства-
ми марковского процесса, т.е. каждый последующий деятельностный шаг
опирается на предыдущий. Дискурсивные единицы аккумулируют пре-
дысторию , обладают памятью . Последующее же действие зависит не
столько от семантики знаковых систем, сколько от многофакторного дис-
курсивного комплекса различных социальных и индивидуальных аспектов .
Вербальный дискурс (речедействие, термин Ю .В .Рождественского )
не является исключением. Успешность и последствия коммуникации зави-
сят во многом от того , насколько участники коммуникативного процесса
доверяют получаемой информации, насколько их предыстория (память,
знания, статусы, мифология, предрассудки, предвзятости и т. п.) позволяет
им совершить предлагаемое совместное действие (действие, разумеется,
может быть как физическим, так и ментальным ).
Категория авторитетности , таким образом , является одной из важ -
нейших для дискурсивного процесса. Ее содержание связано с лингвоэко-
номическим и властным статусом коммуникантов (ср . концепцию
П .Бурдье о социальной власти языка и рынке лингвистических действий).
В языковом плане данная категория весьма редко находит свое выражение
в средствах явной грамматики (примером может служить разве что катего -
рия вежливости , наиболее ярко представленная в японском ). Эта категория
выражается, преимущественно, в дискурсных маркерах типа вводных фраз,
ссылок , вставных текстов , цитат и т.п.: как считали еще древние греки ;
американские психологи пишут ; вот что говорит ведущий специалист ин-
ститута имени Эрисмана. Ее содержание, как правило, метакоммуника-
тивно, т.е. референционная функция здесь минимальна, функция же регу -
ляции, мониторинга коммуникативного процесса явно выражена. С по -
мощью ссылки на авторитет каждый из коммуникантов стремится подчи -
нить процесс общения своей власти , добиться дивидендов в свою пользу .
В то же время коммуниканты вынуждены также осуществлять торговлю ,
сопоставляя взаимные претензии, в частности , на бóльшую авторитет-
ность, на бóльшую близость к истине и т.п., вырабатывая взаимно прием-
лемые действия и отношения.
Диалогическая природа коммуникации и ее включенность в процесс
совместной человеческой деятельности влекут за собой распределение ро-
лей коммуникантов по степени их влияния на эту деятельность. Любое вы-
сказывание, любой фрагмент дискурсивного процесса, таким образом ,
имеет определенную стоимость на рынке лингвистических действий. Эта
                                                65

       ТЕ М А 8. АВ ТО Р И ТЕ ТН О С ТЬ И АВ ТО Р С ТВ О Д И С КУ Р С А
                    1.1. Ка тегория а вторитетности в дис курсе
         К ом м ун и к аци я – пр оце сс в заи м н ойк оор ди н аци и де яте льн ости че р е з
поср е дств о в е р бальн ыхи н е в е р бальн ых зн ак ов ых си сте м , в ыр абатыв ае м ых
и и зм е н яе м ых в сам ом этом пр оце ссе (У .М атур ан а). К ом м ун и к аци он н ый
пр оце сс пр е дполагае т создан и е сф е р ы сов м е стн ых де йств и й, к он се н суаль-
н ойди ск ур си в н ой(и ли зн ак ов ой) сф е р ы. Дан н аясф е р а обладае т св ойств а-
м и м ар к ов ск ого пр оце сса, т.е . к аж дыйпосле дую щ и йде яте льн остн ыйшаг
опи р ае тся н а пр е дыдущ и й. Ди ск ур си в н ые е ди н и цы ‘ак к ум ули р ую т’пр е -
дыстор и ю , обладаю т пам ятью . П осле дую щ е е ж е де йств и е зав и си т н е
стольк о от се м ан ти к и зн ак ов ых си сте м , ск ольк о от м н огоф ак тор н ого ди с-
к ур си в н ого к ом пле к са р азли чн ых соци альн ыхи и н ди в и дуальн ыхаспе к тов .
         В е р бальн ый ди ск ур с (речедейст в и е, те р м и н Ю .В .Рож де ств е н ск ого)
н е яв ляе тся и ск лю че н и е м . У спе шн ость и после дств и як ом м ун и к аци и зав и -
сят в о м н огом от того, н аск ольк о участн и к и к ом м ун и к ати в н ого пр оце сса
дов е р яю т получае м ой и н ф ор м аци и , н аск ольк о и х пр е дыстор и я (пам ять,
зн ан и я, статусы, м и ф ологи я, пр е др ассудк и , пр е дв зятости и т.п.) позв оляе т
и м сов е р ши ть пр е длагае м ое сов м е стн ое де йств и е (де йств и е , р азум е е тся,
м ож е т быть к ак ф и зи че ск и м , так и м е н тальн ым ).
         К ате гор и я ав тор и тетн ости , так и м обр азом , яв ляе тся одн ой и з в аж -
н е йши х для ди ск ур си в н ого пр оце сса. Е е соде р ж ан и е св язан о с ли н гв оэк о-
н ом и че ск и м и в ластн ым статусом к ом м ун и к ан тов (ср . к он це пци ю
П .Б ур дье о соци альн ойв ласти язык а и р ын к е ли н гв и сти че ск и х де йств и й).
В язык ов ом план е дан н ая к ате гор и я в е сьм а р е дк о н аходи т св ое в ыр аж е н и е
в ср е дств ах яв н ойгр ам м ати к и (пр и м е р ом м ож е т служ и ть р азв е что к ате го-
р и яв е ж ли в ости , н аи боле е яр к о пр е дстав ле н н аяв япон ск ом ). Э та к ате гор и я
в ыр аж ае тся, пр е и м ущ е ств е н н о, в ди ск ур сн ых м ар к е р ахти па в в одн ыхф р аз,
ссылок , в став н ых те к стов , ци тат и т.п.: как счи т ал и ещ е древ н и е греки ;
амери кан ски еп си хол оги п и шут ; в от чт о гов ори т в едущ и й сп ец и ал и ст и н -
ст и т ут а и мен и Э ри сман а. Ее соде р ж ан и е , к ак пр ав и ло, м е так ом м ун и к а-
ти в н о, т.е . р е ф е р е н ци он н ая ф ун к ци я зде сь м и н и м альн а, ф ун к ци я ж е р е гу-
ляци и , ‘м он и тор и н га’к ом м ун и к ати в н ого пр оце сса яв н о в ыр аж ен а. С по-
м ощ ью ссылк и н а ав тор и те т к аж дыйи зк ом м ун и к ан тов стр е м и тся подчи -
н и ть пр оце сс общ е н и ясв ое йв ласти , доби ться‘ди в и де н дов ’в св ою пользу.
В то ж е в р е м я к ом м ун и к ан ты в ын уж де н ы так ж е осущ е ств лять ‘тор гов лю ’         ,
сопостав ляя в заи м н ые пр е те н зи и , в частн ости , н а бóльшую ав тор и те т-
н ость, н а бóльшую ‘бли зость к и сти н е ’и т.п., в ыр абатыв аяв заи м н о пр и е м -
ле м ые де йств и яи отн оше н и я.
         Ди алоги че ск ая пр и р ода к ом м ун и к аци и и е е в к лю че н н ость в пр оце сс
сов м е стн ойче лов е че ск ойде яте льн ости в ле к ут за собойр аспр е де ле н и е р о-
ле йк ом м ун и к ан тов по сте пе н и и х в ли ян и ян а эту де яте льн ость. Лю бое в ы-
ск азыв ан и е, лю бой ф р агм е н т ди ск ур си в н ого пр оце сса, так и м обр азом ,
и м е е т опр е де ле н н ую ‘стои м ость’н а р ын к е ли н гв и сти че ск и х де йств и й. Э та