Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 1. Кашкин В.Б. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
век сотрясает воздух своим голосом либо изображает некие фигурки на
бумаге , камне, экране компьютера, затем и , видимо, вследствие этого , дру -
гие люди или он сам реагируют каким-то образом: действиями, мыслями ,
эмоциями и т.п. Какова связь между знаками и действиями ? Необъяснимо
и многообразие языков, приписываемое обычно различным легендам (Ва-
вилонская башня и т.п.). С различием и сходством языков при единообра-
зии человеческого рода человек сталкивается уже с первых своих шагов
как коммуникант и как коммуникант в ситуации языкового и культурного
контраста (так называемая «межкультурная коммуникация»).
Язык является частью, если не основой самосознания индивида.
Первоначальное осознание отличий языков происходит в контактах инди -
видуальных носителей, даже носителей одного и того же языка, хотя в
данном случае отождествление с себе подобными все же превалирует над
некоторыми отличиями . В дальнейшем осознание различий ярко проявля-
ется в контактах субъекта (и совокупного субъекта социума) с иными со-
циальными языками . В лекциях особое внимание мы будем уделять тому,
как в истории становления лингвистических взглядов формировались ос -
новные понятия, связанные с межъязыковыми контрастами.
Донаучные обобщения, производимые наивными’ пользователями
языка, влияют в определенной мере и на становление в дальнейшем собст-
венно научных лингвистических концепций. Как пишет А .Ф .Лосев, «необ-
ходимо некоторое знание, предшествующее всякой теории и науке», а
Дж .Келли утверждает, что «каждый человек по-своему ученый» Сходная
мысль высказывалась и А .А .Потебней: «Всякая наука коренится в наблю-
дениях и мыслях, свойственных обыденной жизни». Б .Кроче подчеркивает
двойственность теоретической деятельности , наличие в ней интуитивной
(эстетической) и логической ступени. Для Э .Гуссерля жизненный мир
(Lebenswelt) и жизнь в нем (Weltleben) также исторически предшествуют
любой теории. В таком феноменологическом, прото-теоретическом, эйде-
тическом (эйдос = образ) знании уже содержатся зародыши будущих науч-
ных концепций и коллизий.
Эйдетическое знание существует не только на заре цивилизаций, на-
пример, в древних мифах, эйдетическое осознание действительности ха -
рактерно для любого индивида и любого совокупного индивида в любой
момент развития. Разумеется, эйдетический момент присутствует и в эво-
люции лингвистических взглядов, ведь каждый лингвист одновременно
является и пользователем языка. Этот парадокс границы’ (границы между
субъектом и объектом познания в гуманитарной сфере) непреодолим, и
нельзя ставить вопрос о его преодолении.
Практическое языкознание, возникающее раньше теоретического,
несет в себе зачатки будущих теорий в виде подходов и методов. Польский
исследователь истории языкознания Адам Хайнц противопоставляет
językoznawsto materialowe vs. językoznawstwo teoretyczne. В дальнейшем, по
                                             10

век с отряс ает возду хс вои м голос ом ли бо и зображ ает н ек и е фи гу рк и н а
бу маге, к амн е, эк ран е к омпьютера, затем и , ви ди мо, вс ледс тви е этого, дру -
ги е люди и ли он с ам реаги ру ют к ак и м-то образом: дейс тви ями , мы с лями ,
эмоци ями и т.п. К ак ова с вязь меж ду зн ак ами и дейс тви ями ? Необъяс н и мо
и мн огообрази е язы к ов, при пи с ы ваемое обы ч н о разли ч н ы м леген дам (В а-
ви лон с к ая башн я и т.п.). С разли ч и ем и с ходс твом язы к ов при еди н ообра-
зи и ч еловеч ес к ого рода ч еловек с талк и ваетс я у ж е с первы хс вои хшагов
к ак к омму н и к ан т и к ак к омму н и к ан т в с и ту аци и язы к ового и к у льту рн ого
к он трас та (так н азы ваемая «меж к у льту рн ая к омму н и к аци я»).
         Я зы к являетс я ч ас тью, ес ли н е ос н овой с амос озн ан и я и н ди ви да.
Первон ач альн ое ос озн ан и е отли ч и й язы к ов прои с ходи т в к он так тахи н ди -
ви ду альн ы хн ос и телей, даж е н ос и телей одн ого и того ж е язы к а, хотя в
дан н ом с лу ч ае отож дес твлен и е с с ебе подобн ы ми вс е ж е превали ру ет н ад
н ек оторы ми отли ч и ями . В дальн ейшем ос озн ан и е разли ч и й ярк о проявля-
етс я в к он так тахс у бъек та (и с овок у пн ого с у бъек та – с оци у ма) с и н ы ми с о-
ци альн ы ми язы к ами . В лек ци яхос обое вн и ман и е мы бу дем у делять тому ,
к ак в и с тори и с тан овлен и я ли н гви с ти ч ес к и хвзглядов форми ровали с ь ос -
н овн ы е пон яти я, с вязан н ы е с меж ъязы к овы ми к он трас тами .
         Дон ау ч н ы е обобщ ен и я, прои зводи мы е ‘н аи вн ы ми ’ пользователями
язы к а, вли яют в определен н ой мере и н а с тан овлен и е в дальн ейшем с обс т-
вен н о н ау ч н ы хли н гви с ти ч ес к и хк он цепци й. К ак пи шет А .Ф .Лос ев, «н еоб-
ходи мо н ек оторое зн ан и е, предшес тву ющ ее вс як ой теори и и н ау к е», а
Дж .К елли у тверж дает, ч то «к аж ды й ч еловек по-с воему у ч ен ы й» С ходн ая
мы с ль вы с к азы валас ь и А .А .Потебн ей: «В с як ая н ау к а к орен и тс я в н аблю-
ден и яхи мы с лях, с войс твен н ы хобы ден н ой ж и зн и ». Б .К роч е подч ерк и вает
двойс твен н ос ть теорети ч ес к ой деятельн ос ти , н али ч и е в н ей и н ту и ти вн ой
(эс тети ч ес к ой) и логи ч ес к ой с ту пен и . Для Э .Гу с с ерля ж и зн ен н ы й ми р
(Lebenswelt) и ж и зн ь в н ем (Weltleben) так ж е и с тори ч ес к и предшес тву ют
любой теори и . В так ом фен омен ологи ч ес к ом, прото-теорети ч ес к ом, эйде-
ти ч ес к ом (эйдос = образ) зн ан и и у ж е с одерж атс я зароды ши бу ду щ и хн ау ч -
н ы хк он цепци й и к олли зи й.
         Э йдети ч ес к ое зн ан и е с у щ ес тву ет н е тольк о н а заре ци ви ли заци й, н а-
при мер, в древн и хми фах, эйдети ч ес к ое ос озн ан и е дейс тви тельн ос ти ха-
рак терн о для любого и н ди ви да и любого с овок у пн ого и н ди ви да в любой
момен т разви ти я. Разу меетс я, эйдети ч ес к и й момен т при с у тс тву ет и в эво-
люци и ли н гви с ти ч ес к и х взглядов, ведь к аж ды й ли н гви с т одн овремен н о
являетс я и пользователем язы к а. Э тот ‘парадок с гран и цы ’ (гран и цы меж ду
с у бъек том и объек том позн ан и я в гу ман и тарн ой с фере) н епреодоли м, и
н ельзя с тави ть вопрос о его преодолен и и .
         Прак ти ч ес к ое язы к озн ан и е, возн и к ающ ее ран ьше теорети ч ес к ого,
н ес ет в с ебе зач атк и бу ду щ и хтеори й в ви де подходов и методов. Польс к и й
и с с ледователь и с тори и язы к озн ан и я А дам Х айн ц проти вопос тавляет
językoznawsto materialowe vs. językoznawstwo teoretyczne. В дальн ейшем, по