ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
В таблице мы увидели исторически сложившиеся языковедческие
школы -парадигмы, связанные с именами великих лингвистов или с идея-
ми, популярными в науке о языке в тот или иной период. Помимо этого , в
развитии научных идей в языкознании можно проследить парадигматиче-
ские оппозиции, проявлявшиеся, судя по всему , во все времена, начиная с
так называемой «бытовой лингвистики», лингвистики «наивного пользова-
теля» языка. Отметим некоторые из них:
– оппозиция механистической и диалогической парадигмы (первая
рассматривает человека как машину: «отправил сообщение – получил со-
общение– сделал», вторая учитывает, например, то, что человек не всегда
понимает отправленное сообщение и не всегда хочет делать, то, что хотят
другие, приходится договариваться, вступать в диалог и т.п.);
– дискретная и континуальная парадигмы (состоит ли язык из от-
дельных, пусть даже и системно-организованных единиц, либо каждая из
них включена в поток речи, текста, дискурса, соответственно, нужно ли
учитывать, например, контекст или нет и т.п.);
– монолингвистическая и полилингвистическая парадигмы (является
ли один язык самым правильным, красивым и т.п. или разнообразие язы -
ков естественно и необходимо);
– системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы (ориен -
тируется ли исследователь языка на систему , напечатанные уже тексты или
даже на искусственно придуманные примеры– т.е. препарирует лингвис-
тические трупы – или исследует живую языковую деятельность человека).
И еще одно замечание следует сделать здесь. Исследование развития
языковедческих концепций интересно не просто само по себе . Как гово-
рится, новое – это хорошо забытое старое. В идеях прошлого мы чаще все-
го ищем отзвук идей наших дней. Как писал акад. В .И.Вернадский, «необ-
ходимо вновь перерабатывать историю науки… Каждое поколение науч-
ных исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных
течений своего времени». Все современные «новые» идеи были , в опреде-
ленной форме, уже высказаны мыслителями Древней Индии или Древней
Греции. В то время все современные науки и научные направления суще-
ствовали в сжатом, сконцентрированном, неразработанном виде в рамках
глобальных концепций философов древности . Философия в ту пору вклю-
чала в себя зачатки всех современных наук. Дальнейшее развитие челове-
ческого познания (вспомните: человек = человечество) привело к диффе-
ренциации наук, научному разделению труда. Современный эпистемоло-
гический этап показывает стремление наук к повторной интеграции (появ-
ляются, например, психо -, социо-, этнолингвистика, математическая лин-
гвистика, междисциплинарные исследования).
1.4. История сопоставления, преподавания языков , и перевода
Тайна человеческого языка считается одной из мировых загадок . Мы
принимаем как данность, но не можем объяснить следующий факт: чело-
9 В табли це мы у ви дели и с тори ч ес к и с лож и вши ес я язы к оведч ес к и е шк олы -паради гмы , с вязан н ы е с и мен ами вели к и хли н гви с тов и ли с и дея- ми , попу лярн ы ми в н ау к е о язы к е в тот и ли и н ой пери од. Поми мо этого, в разви ти и н ау ч н ы хи дей в язы к озн ан и и мож н о прос леди ть п аради гм ат и че- ски еоп п ози ц и и , проявлявши ес я, с у дя по вс ему , во вс е времен а, н ач и н ая с так н азы ваемой «бы товой ли н гви с ти к и », ли н гви с ти к и «н аи вн ого пользова- теля» язы к а. О тмети м н ек оторы е и зн и х: – оппози ци я м ех ан и ст и ческой и ди ал оги ческой паради гмы (первая рас с матри вает ч еловек а к ак маши н у : «отправи л с ообщ ен и е – полу ч и л с о- общ ен и е– с делал», вторая у ч и ты вает, н апри мер, то, ч то ч еловек н е вс егда пон и мает отправлен н ое с ообщ ен и е и н е вс егда хоч ет делать, то, ч то хотят дру ги е, при ходи тс я договари ватьс я, вс ту пать в ди алог и т.п.); – ди скрет н ая и кон т и н уал ь н ая паради гмы (с ос тои т ли язы к и з от- дельн ы х, пу с ть даж е и с и с темн о-орган и зован н ы хеди н и ц, ли бо к аж дая и з н и хвк люч ен а в поток реч и , тек с та, ди с к у рс а, с оответс твен н о, н у ж н о ли у ч и ты вать, н апри мер, к он тек с т и ли н ет и т.п.); – м он ол и н гви ст и ческая и п ол и л и н гви ст и ческая паради гмы (являетс я ли оди н язы к с амы м прави льн ы м, к рас и вы м и т.п. и ли разн ообрази е язы - к ов ес тес твен н о и н еобходи мо); – си ст ем оц ен т ри ческая и ан т роп оц ен т ри ческая паради гмы (ори ен - ти ру етс я ли и с с ледователь язы к а н а с и с тему , н апеч атан н ы е у ж е тек с ты и ли даж е н а и с к у с с твен н о при ду ман н ы е при меры – т.е. препари ру ет ли н гви с - ти ч ес к и е тру пы – и ли и с с леду ет ж и ву ю язы к ову ю деятельн ос ть ч еловек а). И ещ е одн о замеч ан и е с леду ет с делать здес ь. Ис с ледован и е разви ти я язы к оведч ес к и хк он цепци й и н терес н о н е прос то с амо по с ебе. К ак гово- ри тс я, н овое – это хорошо забы тое с тарое. В и деяхпрошлого мы ч ащ е вс е- го и щ ем отзву к и дей н аши хдн ей. К ак пи с ал ак ад. В .И.В ерн адс к и й, «н еоб- ходи мо вн овь перерабаты вать и с тори ю н ау к и … К аж дое пок олен и е н ау ч - н ы хи с с ледователей и щ ет и н аходи т в и с тори и н ау к и отраж ен и е н ау ч н ы х теч ен и й с воего времен и ». В с е с овремен н ы е «н овы е» и деи бы ли , в опреде- лен н ой форме, у ж е вы с к азан ы мы с ли телями Древн ей Ин ди и и ли Древн ей Греци и . В то время вс е с овремен н ы е н ау к и и н ау ч н ы е н аправлен и я с у щ е- с твовали в с ж атом, с к он цен три рован н ом, н еразработан н ом ви де в рамк ах глобальн ы хк он цепци й фи лос офов древн ос ти . Ф и лос офи я в ту пору вк лю- ч ала в с ебя зач атк и вс ехс овремен н ы хн ау к . Дальн ейшее разви ти е ч елове- ч ес к ого позн ан и я (вс помн и те: ч еловек = ч еловеч ес тво) при вело к ди ффе- рен ци аци и н ау к , н ау ч н ому разделен и ю тру да. С овремен н ы й эпи с темоло- ги ч ес к и й этап пок азы вает с тремлен и е н ау к к повторн ой и н теграци и (появ- ляютс я, н апри мер, пс и хо-, с оци о-, этн оли н гви с ти к а, математи ч ес к ая ли н - гви с ти к а, меж ди с ци пли н арн ы е и с с ледован и я). 1.4. И с торияс оп ос тавления, п реп одаванияязыков, и п еревода Т айн а ч еловеч ес к ого язы к а с ч и таетс я одн ой и зми ровы хзагадок . М ы при н и маем к ак дан н ос ть, н о н е мож ем объяс н и ть с леду ющ и й фак т: ч ело-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »