Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 1. Кашкин В.Б. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

41
ТЕМА 5. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
ВИЛЬГЕЛЬМА ФОН ГУМБОЛЬДТА
5.1. Биографические данные о Вильгельме фон Гумбольдте
В . фон Гумбольдт (Karl Wilhelm Freiherr von Humboldt) родился в
1767 г. в Потсдаме. Историческая эпоха , в которую он жил и творил, позд -
нее получила название немецкого (Веймарского ) классицизма благодаря
Гёте, жившему в Веймаре. Гумбольдт, как и Гете, также был «универсаль-
ным мыслителем», проявившим себя в языкознании, государственной
службе , образовании. На Венском конгрессе в 1814-1815 (после падения
Наполеона) он противостоял в словесной дуэли знаменитому королю ди -
пломатии, Франсуа де Талейрану. Он проявлял глубокий интерес к исто-
рии, высказав свои взгляды на государственное устройство в ряде работ
(И ДЕИ К ОП Ы Т У , ОП Р ЕДЕЛЯЮ Щ ЕМУ ГРАН ИЦЫ ДЕ Я ТЕЛЬН ОСТИ ГОС У ДАР СТВА,
1792). Он был министром образования и его реформы нашли воплощение в
работе Берлинского университета, названного по имени Вильгельма и его
брата Александра фон Гумбольдта, выдающегося ученого , путешественни-
ка и естествоиспытателя. Наконец, именно Гумбольдта признают осново -
положником общего языкознания как науки : «превращение языкознания в
систематическую науку» (О
Б ИЗУЧЕ Н ИИ ЯЗЫКОВ ИЛИ ПЛАН СИСТЕМАТИ Ч Е -
СКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ВСЕХ ЯЗЫКОВ
, 1801-1802).
Идеи Гумбольдта формировались в исторически значительную эпо-
ху . Он учился в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена; его со-
временниками были Гегель и Фихте, друзьями Гёте и Шиллер. Гум-
больдт посетил Францию сразу после взятия Бастилии, потом был прус-
ским послом в Риме, Вене и Лондоне, путешествовал по Испании и по
всему миру (остров Ява, например). Хотя Гумбольдта называют «Гегелем
языкознания», его философским предшественником был скорее не Гегель,
а Иммануил Кант. Именно из знаменитого труда Канта «К Р ИТИКА ЧИСТОГО
РАЗУМА» (1781) Гумбольдт почерпнул идею познания как деятельности.
Он изучал современные языки, а также древний санскрит, экзотические
языки: индонезийский, баскский, китайский, языки индейцев и другие.
Основной акцент в научной работе Гумбольдта лежит на диалектике
взаимоотношений индивида и человечества. Гумбольдта также считают
одним из основателей культурной антропологии, пионером в области
междисциплинарных исследований человеческого поведения и социальной
организации. Человек не машина, он обладает свободной волей: «Необ-
ходимым условием всего этого (деятельности человека и человечества) яв-
ляется свобода, без нее даже самое одухотворенное занятие на может ока-
зать благотворного действия. То, что человек не выбрал сам, в чем он ог-
раничен и только руководим, не переходит в его существо, остается для
него вечно чужим; он совершает свое дело, основываясь не на человече-
ской силе, а на механическом умении» (И ДЕИ <>; ср. современные кон -
цепции в психологии и педагогике: деятельностный подход).
                                               41

               ТЕ М А 5. Л И Н Г В О Ф И Л О С О Ф С К И Е В ЗГ Л Я Д Ы
                    В И Л Ь Г Е Л Ь М А Ф О Н Г У М Б О Л Ь Д ТА

        5.1. Б иограф ич ес кие данные оВ ильгельм е ф онГ ум больдте
        В . фон Г ум бол ь дт (Karl Wilhelm Freiherr von Humboldt) роди лс я в
1767 г. в Потс даме. Ис тори ч ес к ая эпоха, в к отору ю он ж и л и твори л, позд-
н ее полу ч и ла н азван и е н емецк ого (В еймарс к ого) к лас с и ци зма – благодаря
Гё те, ж и вшему в В еймаре. Гу мбольдт, к ак и Гете, так ж е бы л «у н и верс аль-
н ы м мы с ли телем», прояви вши м с ебя в язы к озн ан и и , гос у дарс твен н ой
с лу ж бе, образован и и . На В ен с к ом к он грес с е в 1814-1815 (пос ле паден и я
Наполеон а) он проти вос тоял в с ловес н ой ду эли зн амен и тому к оролю ди -
пломати и , Ф ран с у а де Т алейран у . О н проявлял глу бок и й и н терес к и с то-
ри и , вы с к азав с вои взгляды н а гос у дарс твен н ое у с тройс тво в ряде работ
(И ДЕ И К ОП Ы ТУ , ОП Р Е ДЕ Л Я Ю Щ Е М У Г Р АН И ЦЫ ДЕ Я ТЕ Л Ь Н ОС ТИ Г ОС УДАР С ТВ А ,
1792). О н бы л ми н и с тром образован и я и его реформы н ашли воплощ ен и е в
работе Б ерли н с к ого у н и верс и тета, н азван н ого по и мен и В и льгельма и его
брата А лек с ан дра фон Гу мбольдта, вы дающ егос я у ч ен ого, пу тешес твен н и -
к а и ес тес твои с пы тателя. Нак он ец, и мен н о Гу мбольдта при зн ают осн ово-
п ол ож н и ком общ его язы козн ан и я как н ауки : «превращ ен и е язы к озн ан и я в
с и с темати ч ес к у ю н ау к у » (ОБ И З УЧ Е Н И И Я З Ы К ОВ И Л И П Л АН С И С ТЕ М АТИ Ч Е -
С К ОЙ Э Н ЦИ К Л ОП Е ДИ И В С Е Х Я З Ы К ОВ , 1801-1802).
        Идеи Гу мбольдта форми ровали с ь в и с тори ч ес к и зн ач и тельн у ю эпо-
ху. О н у ч и лс я в у н и верс и тетахФ ран к фу рта-н а-О дере и Гё тти н ген а; его с о-
времен н и к ами бы ли Гегель и Ф и хте, дру зьями – Гё те и Ш и ллер. Гу м-
больдт пос ети л Ф ран ци ю с разу пос ле взяти я Б ас ти ли и , потом бы л пру с -
с к и м пос лом в Ри ме, В ен е и Лон дон е, пу тешес твовал по Ис пан и и и по
вс ему ми ру (ос тров Я ва, н апри мер). Х отя Гу мбольдта н азы вают «Гегелем
язы к озн ан и я», его фи лос офс к и м предшес твен н и к ом бы л с к орее н е Гегель,
а И м м ан уи л К ан т . Имен н о и ззн амен и того тру да К ан та «К Р И ТИ К А Ч И С ТОГ О
Р АЗ УМ А » (1781) Гу мбольдт поч ерпн у л и дею п озн ан и я как деят ел ь н ост и .
О н и зу ч ал с овремен н ы е язы к и , а так ж е древн и й с ан с к ри т, эк зоти ч ес к и е
язы к и : и н дон ези йс к и й, бас к с к и й, к и тайс к и й, язы к и и н дейцев и дру ги е.
        О с н овн ой ак цен т в н ау ч н ой работе Гу мбольдта леж и т н а ди ал ект и ке
взаи м оот н ош ен и й и н ди ви да и чел овечест ва. Гу мбольдта так ж е с ч и тают
одн и м и зос н ователей кул ь т урн ой ан т роп ол оги и , пи он ером в облас ти
меж ди с ци пли н арн ы хи с с ледован и й ч еловеч ес к ого поведен и я и с оци альн ой
орган и заци и . Человек – н е маши н а, он обладает с вободн ой волей: «Необ-
ходи мы м у с лови ем вс его этого (деятельн ос ти ч еловек а и ч еловеч ес тва) яв-
ляетс я с вобода, безн ее даж е с амое оду хотворен н ое зан яти е н а мож ет ок а-
зать благотворн ого дейс тви я. Т о, ч то ч еловек н е вы брал с ам, в ч ем он ог-
ран и ч ен и тольк о ру к оводи м, н е переходи т в его с у щ ес тво, ос таетс я для
н его веч н о ч у ж и м; он с овершает с вое дело, ос н овы ваяс ь н е н а ч еловеч е-
с к ой с и ле, а н а механ и ч ес к ом у мен и и » (И ДЕ И <… >; с р. с овремен н ы е к он -
цепци и в пс и хологи и и педагоги к е: деят ел ь н ост н ы й п одх од).