ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
42
Идеи Гумбольдта получили широкую популярность в России, в ос -
новном, благодаря «пересказам» А.А.Потебни (М
Ы СЛ Ь И ЯЗЫК
, 1913). В на-
чале ХХ века интерес к Гумбольдту возобновляется и на Западе (неогум -
больдтианство ). В то же время, многие из идей Гумбольдта только сейчас
получают глубокое и полноценное продолжение.
5.2. Антиномии языка у В . фон Гумбольдта
Основные сферы научных интересов Гумбольдта в языкознании:
язык как объект языкознания и философия языка; отношения сходства и
различия между языками и языковыми формами ; отношения между язы -
ком и индивидом – пользователем либо создателем языка.
Главнейший вопрос языкознания: что такое язык и каким образом он
существует и действует. Примечательно, что философские вопросы были
для Гумбольдта не просто предметом умозрительного рассмотрения, ре-
зультаты систематического изучения языков должны были быть использо -
ваны в практике преподавания: пользоваться «достигнутыми результатами
будет легко даже менее образованным людям». Он писал об очевидной
ближайшей цели «систематической энциклопедии всех языков»: «такое
упрощение изучения языков, какое до сих пор было нам неведомо».
В то же время, изучение всех языков в сопоставлении – не только
практическая задача, «язык сам по себе и для себя является наиважнейшим
и общеполезнейшим предметом исследования» . «Через многообразие язы -
ков для нас открывается богатство мира и многообразие того , что мы по-
знаем в нем; и человеческое бытие становится для нас шире». Таким обра-
зом, языкознание – ключ к пониманию сущности человека и человечества.
«Разные языки – это отнюдь не различные обозначения одной и той же
вещи, а различные ви´дения ее». «Изучение языков мира – это также все-
мирная история мыслей и чувств человечества» (ср. антропология).
Благодаря философской парадигме своего времени, Гумбольдт вы -
ражал свои идеи в виде диалектики противоречий, антиномий (от Канта).
Основные антиномии Гумбольдта следующие:
1. Взаимодействие языка и познания мира. Антиномия природного и
общественного ; языка и мышления.
Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечест-
ва. Язык – не просто внешнее средство общения людей, поддержания об-
щественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для
развития его духовных сил и формирования мировоззрения (ср. противо-
поставление «nature or nurture» в биологии и психологии).
Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную деятельность и язык , в
действительности такого разделения не существует. Народ создает свой
язык как орудие человеческой деятельности (интеллектуальной). Акт пре-
вращения мира в мысли , совершающийся в языке (ср. идеи и задачи со-
временной когнитивной лингвистики). Язык есть орган , образующий
мысль (Die Sprache ist das bildende Organ des Gedanken). Интеллектуальная
42 Идеи Гу мбольдта полу ч и ли ши рок у ю попу лярн ос ть в Рос с и и , в ос - н овн ом, благодаря «перес к азам» А.А.П от ебн и (М Ы С Л Ь И Я З Ы К , 1913). В н а- ч але Х Х век а и н терес к Гу мбольдту возобн овляетс я и н а З ападе (н еогум - бол ь дт и ан ст во). В то ж е время, мн оги е и зи дей Гу мбольдта тольк о с ейч ас полу ч ают глу бок ое и полн оцен н ое продолж ен и е. 5.2. Антином ии языкауВ . ф онГ ум больдта О с н овн ы е с феры н ау ч н ы х и н терес ов Гу мбольдта в язы к озн ан и и : язы к к ак объек т язы к озн ан и я и фи лос офи я язы к а; отн ошен и я с ходс тва и разли ч и я меж ду язы к ами и язы к овы ми формами ; отн ошен и я меж ду язы - к ом и и н ди ви дом – пользователем ли бо с оздателем язы к а. Главн ейши й вопрос язы к озн ан и я: ч то так ое язы к и к ак и м образом он с у щ ес тву ет и дейс тву ет. При меч ательн о, ч то фи лос офс к и е вопрос ы бы ли для Гу мбольдта н е прос то предметом у мозри тельн ого рас с мотрен и я, ре- зу льтаты с и с темати ч ес к ого и зу ч ен и я язы к ов долж н ы бы ли бы ть и с пользо- ван ы в прак ти к е преподаван и я: пользоватьс я «дос ти гн у ты ми резу льтатами бу дет легк о даж е мен ее образован н ы м людям». О н пи с ал об оч еви дн ой бли ж айшей цели «с и с темати ч ес к ой эн ци к лопеди и вс ех язы к ов»: «так ое у прощ ен и е и зу ч ен и я язы к ов, к ак ое до с и хпор бы ло н ам н еведомо». В то ж е время, и зу ч ен и е вс ехязы к ов в с опос тавлен и и – н е тольк о прак ти ч ес к ая задач а, «язы к с ам по с ебе и для с ебя являетс я н аи важ н ейши м и общ еполезн ейши м предметом и с с ледован и я». «Черезмн огообрази е язы - к ов для н ас отк ры ваетс я богатс тво ми ра и мн огообрази е того, ч то мы по- зн аем в н ем; и ч еловеч ес к ое бы ти е с тан ови тс я для н ас ши ре». Т ак и м обра- зом, язы к озн ан и е – к люч к пон и ман и ю с у щ н ос ти ч еловек а и ч еловеч ес тва. «Разн ы е язы к и – это отн юдь н е разли ч н ы е обозн ач ен и я одн ой и той ж е вещ и , а разли ч н ы е ви´ден и я ее». «Изу ч ен и е язы к ов ми ра – это так ж е вс е- ми рн ая и с тори я мы с лей и ч у вс тв ч еловеч ес тва» (с р. ан тропологи я). Б лагодаря фи лос офс к ой паради гме с воего времен и , Гу мбольдт вы - раж ал с вои и деи в ви де ди алек ти к и проти вореч и й, ан т и н ом и й (от К ан та). О с н овн ы е ан т и н ом и и Г ум бол ь дт а с леду ющ и е: 1. В заи модейс тви е язы к а и позн ан и я ми ра. Ан т и н ом и я п ри родн ого и общ ест вен н ого; язы к а и мы шлен и я. С оздан и е язы к а обу с ловлен о вн у трен н ей потребн ос тью ч еловеч ес т- ва. Я зы к – н е прос то вн ешн ее с редс тво общ ен и я людей, поддерж ан и я об- щ ес твен н ы хс вязей, н о залож ен в с амой при роде ч еловек а и н еобходи м для разви ти я его ду ховн ы хс и л и форми рован и я ми ровоззрен и я (с р. проти во- пос тавлен и е «nature or nurture» в би ологи и и пс и хологи и ). Х отя мы и разгран и ч и ваем и н теллек ту альн у ю деятельн ос ть и язы к , в дейс тви тельн ос ти так ого разделен и я н е с у щ ес тву ет. Народ с оздает с вой язы к к ак ору ди е ч еловеч ес к ой деятельн ос ти (и н теллек ту альн ой). А к т пре- вращ ен и я ми ра в мы с ли , с овершающ и йс я в язы к е (с р. и деи и задач и с о- времен н ой к огн и ти вн ой ли н гви с ти к и ). Я зы к ес ть орган , образу ющ и й мы с ль (Die Sprache ist das bildende Organ des Gedanken). Ин теллек ту альн ая
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »