Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 1. Кашкин В.Б. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

43
деятельность и язык представляют собой единое целое. Интеллектуальная
деятельность посредством звука материализуется в речи. Субъективная
деятельность создает в мышлении объект, представление (взаимодействие
органов чувств и духа ), которое опять возвращается к субъекту через язык
(ср. в современной философии: антиномия субъекта и объекта в познава-
тельной деятельности : парадокс границы ; картезианст-
во/посткартезианство). Только при посредстве языка представление объек -
тивируется не отрываясь в то же время от субъекта.
Отразившись в человеке, мир становится языком. «Язык это мир,
лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».
2. Язык это и деятельность и продукт этой деятельности .
В языке никогда нельзя видеть намеренное произведение. Ему при -
суще необъяснимое в своей сути самодеятельное начало (Selbsttätigkeit), и
в этом плане «он вовсе не продукт ничьей деятельности , а непроизвольная
эманация духа , не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их
внутренняя судьба» (ср. понятие «эмергентных явлений»).
«Язык следует рассматривать не как мертвый продукт (Erzeugtes),
но как созидающий процесс (Erzeugung) Язык есть не продукт деятель-
ности (έργον), а деятельность (ενέργεια ) Язык представляет собой посто-
янно возобновляющуюся работу духа , направленную на то, чтобы сделать
артикулируемый звук пригодным для выражения мысли». Духовная дея-
тельность, направленная на выражение мысли , имеет дело уже с готовым
материалом: она не создает, а преобразует. Постоянное и единообразное в
этой деятельности и составляет форму языка.
Многие идеи Гумбольдта созвучны современной деятельностной пе-
дагогике: «… языку, по сути дела, нельзя обучить, а можно только пробу -
дить его в душе». Гумбольдт критиковал современную ему методику обу -
чения языкам , но разве на современном этапе все аналогичные проблемы
уже решены? Сравните: «… человек не может не чувствовать, что эти зна-
ки (множество языковых форм В .Б .К .) в действительности не так разроз-
ненны, как это представляется благодаря методике обучения… он усваива-
ет некий ритм , который не есть еще знание, но хотя бы обоснованное пред-
чувствие (ср. т. наз. «чувство языка» В .Б .К .) критический пункт, с
которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслажде-
ние им (ср. идею субъектного и объектного знание и т.п. В .Б .К .)». Язык
это не материал, а вечно порождающий себя организм . Усвоение языка
детьми это не ознакомление со словами , не простая закладка их в памяти
и не «подражательное лепечущее повторение их» , а рост языковой
способности с годами и упражнением (ср. идеи Н.Хомского о том, что
ребенок не воспроизводит язык при обучении, а создает его для себя
заново). 3. Взаимодействие речи и языка.
Процесс речи нельзя сравнивать с простой передачей материала.
Слушающий так же, как и говорящий, должен воссоздать его посредством
                                             43

деятельн ос ть и язы к предс тавляют с обой еди н ое целое. Ин теллек ту альн ая
деятельн ос ть пос редс твом зву к а матери али зу етс я в реч и . С у бъек ти вн ая
деятельн ос ть с оздает в мы шлен и и объек т, предс тавлен и е (взаи модейс тви е
орган ов ч у вс тв и ду ха), к оторое опять возвращ аетс я к с у бъек ту ч ерезязы к
(с р. в с овремен н ой фи лос офи и : ан ти н оми я с у бъек та и объек та в позн ава-
тельн ой           деятельн ос ти :      парадок с          гран и цы ;       к артези ан с т-
во/пос тк артези ан с тво). Т ольк о при пос редс тве язы к а предс тавлен и е объек -
ти ви ру етс я н е отры ваяс ь в то ж е время от с у бъек та.
        О трази вши с ь в ч еловек е, ми р с тан ови тс я язы к ом. «Я зы к – это ми р,
леж ащ и й меж ду ми ром вн ешн и хявлен и й и вн у трен н и м ми ром ч еловек а».
        2. Я зы к – это и деят ел ь н ост ь и п родукт этой деятельн ос ти .
        В язы к е н и к огда н ельзя ви деть н амерен н ое прои зведен и е. Е му при -
с у щ е н еобъяс н и мое в с воей с у ти с амодеятельн ое н ач ало (Selbsttätigkeit), и
в этом план е «он вовс е н е проду к т н и ч ьей деятельн ос ти , а н епрои звольн ая
эман аци я ду ха, н е с оздан и е н ародов, а дос тавши йс я и м в у дел дар, и х
вн у трен н яя с у дьба» (с р. пон яти е «эмерген тн ы хявлен и й»).
        «Я зы к с леду ет рас с матри вать н е как м ерт вы й п родукт (Erzeugtes),
н о к ак сози дающ и й п роц есс (Erzeugung)… Я зы к ес ть н е проду к т деятель-
н ос ти (έργο ν), а деятельн ос ть (ε νέργε ια )… Я зы к предс тавляет с обой пос то-
ян н о возобн овляющ у юс я работу ду ха, н аправлен н у ю н а то, ч тобы с делать
арти к у ли ру емы й зву к при годн ы м для вы раж ен и я мы с ли ». Ду ховн ая дея-
тельн ос ть, н аправлен н ая н а вы раж ен и е мы с ли , и меет дело у ж е с готовы м
матери алом: он а н е с оздает, а преобразу ет. Пос тоян н ое и еди н ообразн ое в
этой деятельн ос ти и с ос тавляет форму язы к а.
        М н оги е и деи Гу мбольдта с озву ч н ы с овремен н ой деятельн ос тн ой пе-
дагоги к е: «… язы к у , по с у ти дела, н ельзя обу ч и ть, а мож н о тольк о пробу -
ди ть его в ду ше». Гу мбольдт к ри ти к овал с овремен н у ю ему методи к у обу -
ч ен и я язы к ам, н о разве н а с овремен н ом этапе вс е ан алоги ч н ы е проблемы
у ж е решен ы ? С равн и те: «… ч еловек н е мож ет н е ч у вс твовать, ч то эти зн а-
к и (мн ож ес тво язы к овы хформ – В .Б .К .) в дейс тви тельн ос ти н е так разроз-
н ен н ы , к ак это предс тавляетс я благодаря методи к е обу ч ен и я… он у с ваи ва-
ет н ек и й ри тм, к оторы й н е ес ть ещ е зн ан и е, н о хотя бы обос н ован н ое пред-
ч у вс тви е (с р. т. н аз. «ч у вс тво язы к а» – В .Б .К .) … к ри ти ч ес к и й пу н к т, с
к оторого н ач и н аетс я н ас тоящ ее владен и е язы к ом и н ас тоящ ее н ас лаж де-
н и е и м (с р. и дею с у бъек тн ого и объек тн ого зн ан и е и т.п. – В .Б .К .)». Я зы к –
это н е матери ал, а веч н о порож дающ и й с ебя орган и зм. У с воен и е язы к а
детьми – это н е озн ак омлен и е с о с ловами , н е прос тая зак ладк а и хв памяти
и н е «подраж ательн ое лепеч у щ ее повторен и е и х», а рос т язы к овой
с пос обн ос ти с годами и у праж н ен и ем (с р. и деи Н.Х омс к ого о том, ч то
ребен ок н е вос прои зводи т язы к при обу ч ен и и , а с оздает его для с ебя
зан ово).
        3. В заи модейс тви е речи и язы ка.
        Процес с реч и н ельзя с равн и вать с прос той передач ей матери ала.
С лу шающ и й так ж е, к ак и говорящ и й, долж ен вос с оздать его пос редс твом