Экономика средств массовой информации. Кирьянова Л.Г. - 97 стр.

UptoLike

Составители: 

97
Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой мас-
совой аудитории способствовали развитию представлений о радиовеща-
нии как о новом общественном институте. Сторонники просветитель-
ских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований по-
лагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких ком-
мерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на раз-
влечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты
радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтер-
нативы коммерческой прессе, как популярного средства образования и
распространения знаний. Стремление создать службу радиовещания,
свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого пра-
вительственного вмешательства в редакционную деятельность, вопло-
тилось в модели общественного телерадиовещания.
Примером классического общественного радиовещания, как и в
случае с телевидением, является BBC. При этом BBC предлагает радио-
слушателям 5 различных каналов ВВС-1, ВВС-2, ВВС-3, ВВС-4, ВВС-5.
В начале 2000-х годов доля аудитории его пяти каналов составляла 51%.
Пять каналов радио ВВС имеют свой ярко выраженный профильот
современной молодежной музыки до популярного фольклора, классики,
джаза, новостей социально-политической, культурной и спортивной
жизни. Корпорация также вещает на местных рынках. Так же как и
многие общественные радиоканалы, радио BBC финансируются за счет
единой абонентской планы, собираемой корпорацией BBC.
Для стран Западной Европы общественное радио сохраняет боль-
шое значение как культурный и просветительский институт, который
способствует сохранению их национальной идентичности и главным
образом языков. Поэтому деятельность радиоканалов общественных
вещательных корпораций предполагает сохранение общественного фи-
нансирования при растущей конкуренции за аудиторию, ее отдельные
сегменты, прежде всего молодежь. Конкуренция за внимание аудитории
со стороны коммерческих радиоканалов привела общественное радио к
необходимости ориентации на определенные форматы.
В число успешных попыток обновления традиционного националь-
ного радиовещания входит создание молодежных радиоканалов для ра-
диорынков небольших стран. Программы общественных каналов для
молодежи «Радиомафия» (Финляндия), «Петре» (Норвегия) напоминают
скорее специализированное, форматное радио. Нестандартный, бунтар-
ский подход к освещению событий, выбор музыки, ориентированной на
молодежь в возрасте 15–24 лет, постоянно действующая связь с дид-
жеями в редакциивсе это способствовало росту популярности обоих
каналов.