Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

46
Гальперин, «их
временные параметры перестают играть какую-либо роль в
рамках всего текста» (
Гальперин 1981
, с. 94).
Специфика текстового времени проявляется в том, что оно
является перцептуальным, время в тексте - «объемное построение автора-
перцептора» (Золотова 1997, с. 38), так как оно воспринимается и
воспроизводится субъективно, расчленено и с возможным нарушением
хода реального хронологического времени. Оно противостоит
объективному времени.
Субъективная природа текстового времени детерминирована точкой
зрения автора-наблюдателя, которая является основной организующей
силой временных отношений в художественном тексте. Различаются
внутренняя и внешняя точки зрения: «В плане временной характеристики
использование внутренней точки зрения имеет место в том случае, когда
временная позиция повествователя синхронна описываемому им времени
(он ведет свое повествование как бы из "настоящего" участников
действия), тогда как внешняя точка зрения представлена при
ретроспективной позиции автора» (Волков 1997, с. 221).
Таким образом, текстовое время - это созданная фантазией автора
и обусловленная его мировоззрением и творческим замыслом модель
воображаемого мира, в разной степени приближенная к реальному миру,
которая отличается многомерностью, объемностью и иерархичностыо
частных темпоральных значений. В художественном тексте находят
отражение основные универсальные представления о ходе времени и его
свойствах: наполненность событиями;
цикличность/линейность/временная данность; диалектика времени;
движение от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему;
непрерывная текучесть/длительность/временная фиксированность
событий. В художественном тексте воплощаются также и уникальные
индивидуально-авторские представления о времени, которые
проявляются: 1) в текстовых ахрониях (ретроспекциях и проспекциях);
2) в сжатии (свертывании) и в растягивании (развертывании) времени
протекания событий; 3) в дискретности времени (Бабенко, Казарин 2005,
с.113-121).
                                  46
Гальперин, «их временные параметры перестают играть какую-либо роль в
рамках всего текста» (Гальперин 1981, с. 94).
      Специфика текстового времени проявляется в том, что оно
является перцептуальным, время в тексте - «объемное построение автора-
перцептора» (Золотова 1997, с. 38), так как оно воспринимается и
воспроизводится субъективно, расчленено и с возможным нарушением
хода реального хронологического времени. Оно противостоит
объективному времени.
      Субъективная природа текстового времени детерминирована точкой
зрения автора-наблюдателя, которая является основной организующей
силой временных отношений в художественном тексте. Различаются
внутренняя и внешняя точки зрения: «В плане временной характеристики
использование внутренней точки зрения имеет место в том случае, когда
временная позиция повествователя синхронна описываемому им времени
(он ведет свое повествование как бы из "настоящего" участников
действия), тогда как внешняя точка зрения представлена при
ретроспективной позиции автора» (Волков 1997, с. 221).
      Таким образом, текстовое время - это созданная фантазией автора
и обусловленная его мировоззрением и творческим замыслом модель
воображаемого мира, в разной степени приближенная к реальному миру,
которая отличается многомерностью, объемностью и иерархичностыо
частных темпоральных значений. В художественном тексте находят
отражение основные универсальные представления о ходе времени и его
свойствах:                   наполненность                  событиями;
цикличность/линейность/временная данность; диалектика времени;
движение от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему;
непрерывная      текучесть/длительность/временная      фиксированность
событий. В художественном тексте воплощаются также и уникальные
индивидуально-авторские       представления   о    времени,    которые
проявляются: 1) в текстовых ахрониях (ретроспекциях и проспекциях);
2) в сжатии (свертывании) и в растягивании (развертывании) времени
протекания событий; 3) в дискретности времени (Бабенко, Казарин 2005,
с.113-121).