Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

44
в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство)
(Бабенко, Казарин 2005, с.52).
По их мнению, исследование семантического пространства
художественного текста должно обязательно включать следующие
текстовые универсалии: «человек», «время», «пространство». Человек
центр литературного произведения и как субъект повествования, и как
объект эстетического художественного познания.
Человек в тексте изображается во времени и пространстве: он
условно привязан к определенному месту и существует в конкретном
текстовом времени.
Эти три универсалии являются необходимыми атрибутами
семантического пространства художественного текста, они его
организуют, т.е. выполняют текстообразующую функцию. Эта функция
обнаруживается в пространственно-временной организации
художественной реальности как условной, вымышленной или близкой
реальному миру, в организации системы образов персонажей, в
установлении позиции автора по отношению к изображаемому миру.
ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ
Время - такой же обязательный атрибут денотативного пространства
текста, как и пространство. В различных системах знания, накопленных
человеческим разумом, существуют разнообразные представления о времени:
бытовое, обыденное представление, научно-физическое, научно-
философское, грамматическое и пр. Множественность подходов к выявлению
феномена времени детерминирует неоднозначность его толкования.
Традиционно считается, что исторически в культурном сознании
сложилось два представления о времени: о времени циклическом и времени
линейном.
Время циклическое представляет собой
последовательность однотипных
событий, жизненных кругов, вращение по кругу, восходящее к сезонным
циклам. При подобном представлении о времени акцентируется общность
человеческих судеб, наблюдается ориентация на типизацию и
отождествление различных событий и их участников. Характерными
признаками циклического времени являются завершенность, повторяемость
событий, идея возвращения, неразличения начала и конца. Это обобщенное,
вечное время, повторяющееся и непреходящее. Время линейное связано с
представлением об однонаправленном поступательном движении событий, с
формированием исторического сознания, с идеей начала, конца, эволюции,
развития. При этом особо значимым является актуализация неповторимости,
уникальности событий, их единичности, а также актуализация необратимости
самого жизненного процесса. Подобное представление о времени
                                   44
 в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство)
 (Бабенко, Казарин 2005, с.52).
       По их мнению, исследование семантического пространства
 художественного текста должно обязательно включать следующие
 текстовые универсалии: «человек», «время», «пространство». Человек –
 центр литературного произведения и как субъект повествования, и как
 объект эстетического художественного познания.
       Человек в тексте изображается во времени и пространстве: он
 условно привязан к определенному месту и существует в конкретном
 текстовом времени.
       Эти три универсалии являются необходимыми атрибутами
 семантического пространства художественного текста, они его
 организуют, т.е. выполняют текстообразующую функцию. Эта функция
 обнаруживается      в      пространственно-временной    организации
 художественной реальности как условной, вымышленной или близкой
 реальному миру, в организации системы образов персонажей, в
 установлении позиции автора по отношению к изображаемому миру.




                           ТЕКСТОВОЕ ВРЕМЯ


      Время - такой же обязательный атрибут денотативного пространства
текста, как и пространство. В различных системах знания, накопленных
человеческим разумом, существуют разнообразные представления о времени:
бытовое,    обыденное    представление,     научно-физическое,    научно-
философское, грамматическое и пр. Множественность подходов к выявлению
феномена времени детерминирует неоднозначность его толкования.
      Традиционно считается, что исторически в культурном сознании
сложилось два представления о времени: о времени циклическом и времени
линейном.
      Время циклическое представляет собой последовательность однотипных
событий, жизненных кругов, вращение по кругу, восходящее к сезонным
циклам. При подобном представлении о времени акцентируется общность
человеческих судеб, наблюдается ориентация на типизацию и
отождествление различных событий и их участников. Характерными
признаками циклического времени являются завершенность, повторяемость
событий, идея возвращения, неразличения начала и конца. Это обобщенное,
вечное время, повторяющееся и непреходящее. Время линейное связано с
представлением об однонаправленном поступательном движении событий, с
формированием исторического сознания, с идеей начала, конца, эволюции,
развития. При этом особо значимым является актуализация неповторимости,
уникальности событий, их единичности, а также актуализация необратимости
самого жизненного процесса. Подобное представление о времени