Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

42
мира, а смыслысубъективные. Смыслы представляют собой результат
выбора субъектом из всей системы значений именно тех, которые
соответствуют его внутренним потребностям и мотивам. Смыслы как
единицы психического, пишет, ссылаясь на признанные и широко
известные фундаментальные исследования Л. С. Выготского, Б. Ф.
Лосева, М. М. Бахтина, Т. Н. Березина, есть «целостные структуры
наподобие абзаца в письме». Именно эти единицы «позволяют
анализировать психические процессы, внутреннюю речь, сравнивать
психологические состояния разных людей» (Березина 1999, с. 28).
Абзац, таким образом, можно рассматривать как знак
предъявления, представления эмоционально-эстетической
информации в виде структурно значимого блока, как знак
релевантности и смыслового единства оформленного абзацем
компонента (как бы мал или
велик он ни был) в пространстве
художественного текста, в его целостной структуре.
ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА
Анализ текста в самом общем виде представляет собой переход от
вещественного пространства линейной формы текста к абстрактному и
нелинейному пространству его структуры. Это две крайние точки
перехода анализа, проделывая который интерпретатор имеет возможность
по-разному
трактовать общее понятие «пространство текста».
Остановимся на наиболее авторитетных и значимых концепциях
пространства текста.
М. М. Бахтин ввел специальный термин, обозначающий
«существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературехронотоп (Бахтин 1975, с.235).
Пространство текста (произведения) понимается Бахтиным как
обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте
пространства. Термин «хронотоп»
может относиться не только к тексту,
но и к его обозначаемому, то есть к пространству действительной жизни.
Художественное пространство в литературном произведении, по
мнению Ю. М. Лотмана, это «континуум, в котором размещаются
персонажи и совершается действие» (Лотман 1988, с.258). Пространство
текста, считает исследователь, есть индивидуальная (авторская) модель
мира в его пространственном представлении
, выражающаяся в
художественном тексте. Пространство текста как индивидуальная модель
мира существует, будучи обусловленной «присущим данной культуре
семиотическим пространством» (Лотман 1996, с.165). Следовательно,
пространство текста уточняетсяэто семиотическое пространство,
образуемое знаками; знаковостьпризнак, по которому мы его выделяем.
Оно входит в другое, более обширное семиотическое пространство данной
                                  42
мира, а смыслы – субъективные. Смыслы представляют собой результат
выбора субъектом из всей системы значений именно тех, которые
соответствуют его внутренним потребностям и мотивам. Смыслы как
единицы психического, пишет, ссылаясь на признанные и широко
известные фундаментальные исследования Л. С. Выготского, Б. Ф.
Лосева, М. М. Бахтина, Т. Н. Березина, есть «целостные структуры
наподобие абзаца в письме». Именно эти единицы «позволяют
анализировать психические процессы, внутреннюю речь, сравнивать
психологические состояния разных людей» (Березина 1999, с. 28).
     Абзац, таким образом, можно рассматривать как знак
предъявления,      представления         эмоционально-эстетической
информации в виде структурно значимого блока, как знак
релевантности и смыслового единства оформленного абзацем
компонента (как бы мал или велик он ни был) в пространстве
художественного текста, в его целостной структуре.


                       ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

      Анализ текста в самом общем виде представляет собой переход от
вещественного пространства линейной формы текста к абстрактному и
нелинейному пространству его структуры. Это две крайние точки
перехода анализа, проделывая который интерпретатор имеет возможность
по-разному трактовать общее понятие «пространство текста».
      Остановимся на наиболее авторитетных и значимых концепциях
пространства текста.
      М. М. Бахтин ввел специальный термин, обозначающий
«существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературе – хронотоп (Бахтин 1975, с.235).
Пространство текста (произведения) понимается Бахтиным как
обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте
пространства. Термин «хронотоп» может относиться не только к тексту,
но и к его обозначаемому, то есть к пространству действительной жизни.
      Художественное пространство в литературном произведении, по
мнению Ю. М. Лотмана, это «континуум, в котором размещаются
персонажи и совершается действие» (Лотман 1988, с.258). Пространство
текста, считает исследователь, есть индивидуальная (авторская) модель
мира в его пространственном представлении, выражающаяся в
художественном тексте. Пространство текста как индивидуальная модель
мира существует, будучи обусловленной «присущим данной культуре
семиотическим пространством» (Лотман 1996, с.165). Следовательно,
пространство текста уточняется – это семиотическое пространство,
образуемое знаками; знаковость – признак, по которому мы его выделяем.
Оно входит в другое, более обширное семиотическое пространство данной