Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

41
пунктуация. В школьном же преподавании пунктуации эти вопросы даже
не обсуждаются. Более того, все учебные пособия, справочники,
саморепетиторы, сборники упражнений до текстовых знаков не
добираются. В вузовском учебнике «Современный русский язык.
Пунктуация» А. Б. Шапиро объясняет это тем, что «обозначение
членения письменного речевого высказывания на части в соответствии с
композиционным строением
и логическим членением текста не
рассматриваются, так как членение этого ряда не связано с собственно
языковой структурой текста. Высшей языковой единицей, подлежащей
лингвистическому изучению, является предложение» (Шапиро 1966, с.
77).
Из всех этих требований и возможностей нынешнего этапа развития
лингвистики складывается круг вопросов, нуждающихся в освещении:
1. Какими принципами определяется абзацное членение
художественного текста (хотя бы на уровне тенденции), – и как абзацное
членение влияет на восприятие целого?
2. Какие «смыслы» нуждаются в специальном пунктуационном
(абзацном) оформлении, в интегрированном или дифференцированном
их представлении, – и какие пунктуационные средства способны
адекватно репрезентировать «смыслы»?
3. Каковы варианты и вариации пунктуационного оформления в
пределах смыслового тождества, – и
в каких параметрах возможно
восприятие разнооформленных единиц как инвариантных?
4. Каковы особенности абзацного членения в текстах разного
типа, стиля, жанра, в разных речевых регистрах текста?
5. Каковы особенности использования абзаца в разных
идиостилях и отдельных произведениях одного писателя?
6. Как меняется характер абзацного членения с развитием общей
культуры письменной речи,
изменением возможностей технических,
требований функционально-стилистических?
Каждый из этих вопросовтема особого исследования, требующего
анализа огромного эмпирического материала и особых методик
исследования.
Само определение круга вопросов в рамках теории текста
достаточно сложная, важная, крайне необходимая эвристическая задача.
Как отмечает известный психолог С. А. Рубинштейн, «сформулировать, в
чем вопрос, – значит, уже подняться
до известного понимания, а понять
задачу или проблемузначит если не разрешить ее, то по крайней мере
найти путь, т.е. метод для ее разрешениявозникновение вопросов
первый признак начинающейся мысли и зарождающегося понимания»
(Рубинштейн, 1988, с. 294).
В современной психологии принято выделять в качестве
обобщенных единиц психического для мышления и речи
значения слов и
смыслы. Значения слов отражают объективные параметры внешнего
                                   41
пунктуация. В школьном же преподавании пунктуации эти вопросы даже
не обсуждаются. Более того, все учебные пособия, справочники,
саморепетиторы, сборники упражнений до текстовых знаков не
добираются. В вузовском учебнике «Современный русский язык.
Пунктуация» А. Б. Шапиро объясняет это тем, что «обозначение
членения письменного речевого высказывания на части в соответствии с
композиционным строением и логическим членением текста не
рассматриваются, так как членение этого ряда не связано с собственно
языковой структурой текста. Высшей языковой единицей, подлежащей
лингвистическому изучению, является предложение» (Шапиро 1966, с.
77).
       Из всех этих требований и возможностей нынешнего этапа развития
лингвистики складывается круг вопросов, нуждающихся в освещении:
        1. Какими принципами определяется абзацное членение
  художественного текста (хотя бы на уровне тенденции), – и как абзацное
  членение влияет на восприятие целого?
        2. Какие «смыслы» нуждаются в специальном пунктуационном
  (абзацном) оформлении, в интегрированном или дифференцированном
  их представлении, – и какие пунктуационные средства способны
  адекватно репрезентировать «смыслы»?
        3. Каковы варианты и вариации пунктуационного оформления в
  пределах смыслового тождества, – и в каких параметрах возможно
  восприятие разнооформленных единиц как инвариантных?
        4. Каковы особенности абзацного членения в текстах разного
  типа, стиля, жанра, в разных речевых регистрах текста?
        5. Каковы особенности использования абзаца в разных
  идиостилях и отдельных произведениях одного писателя?
        6. Как меняется характер абзацного членения с развитием общей
  культуры письменной речи, изменением возможностей технических,
  требований функционально-стилистических?
       Каждый из этих вопросов – тема особого исследования, требующего
анализа огромного эмпирического материала и особых методик
исследования.
       Само определение круга вопросов в рамках теории текста –
достаточно сложная, важная, крайне необходимая эвристическая задача.
Как отмечает известный психолог С. А. Рубинштейн, «сформулировать, в
чем вопрос, – значит, уже подняться до известного понимания, а понять
задачу или проблему – значит если не разрешить ее, то по крайней мере
найти путь, т.е. метод для ее разрешения… возникновение вопросов –
первый признак начинающейся мысли и зарождающегося понимания»
(Рубинштейн, 1988, с. 294).
       В современной психологии принято выделять в качестве
обобщенных единиц психического для мышления и речи значения слов и
смыслы. Значения слов отражают объективные параметры внешнего