Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

40
«Все абзацы, – говорит И.Бабель, – и вся пунктуация должны быть
сделаны правильно, но с точки зрения наибольшего воздействия текста
на читателя (выделено нами). Особенно великолепен абзац. Он
позволяет спокойно менять ритмы и часто, как вспышка молнии,
открывает знакомое нам зрелище в совершенно неожиданном виде. Есть
хорошие писатели, но они расставляют
абзацы и знаки препинания кое-
как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней лежит муть
спешки и небрежности
Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на
гравюре» (Паустовский 1962, с. 349).
В этом размышлении для нас важны следующие моменты:
1) свидетельство о намеренном, целенаправленном и
целесообразном использовании пунктуационных
средств;
2) указание на их психологическую и эстетическую значимость;
3) признание роли абзацного членения в организации и
репрезентации логико-смыслового содержания;
4) определение абзаца как средства ритмообразующего и таким
образом конституирующего композиционную структуру;
5) наконец, необходимость знания правил, норм, принятых
«эталонов» оформления письменного текста и тех возможностей, которые
предоставили автору
благодаря существующим традициям, нормам.
Чрезвычайно важная роль абзаца в композиционной и сюжетной
структуре текста отмечается и лингвистами. Так, М. Я. Дымарский,
анализируя сверхфразовый уровень организации текста рассказов
И.А.Бунина «Холодная осень», В.С.Маканина «Страж», В.М.Сотникова
«Перед зимой», пишет о том, что «абзацное членение, как выясняется,
прямо
связано с концептуальной основой произведения», «с движением
сюжетного времени», является «средством выражения ритма», вскрывает
«авторскую трактовку значимости того или иного события в пределах
ряда» и т.д. (Дымарский 1993, с. 28, 130).
Однако «строевой единицей» текста, несмотря на всю его
значимость, на то, что это наиболее явная, видимая категория структуры
(не только
композиционной), абзац не признается. Ему отводится роль
композиционно-стилистической единицы, соответствующей или не
соответствующей строевым, «формирующим собственно материю текста»
(там же, с. 26). (К строевым единицам относятся сложные синтаксические
целые, диалогические единства и линейно-синтаксические цепи).
Нам представляется очень важным определение статуса абзаца в
системе текстовых единиц хотя бы потому, что
он так давно, много и
успешно работает в организации «материи текста», что заслуживает
перевода из числа «почасовых работников» или «совместителей» в разряд
«штатных сотрудников». Может быть, для этого придется создать
специальные подразделения. Пока что в теории пунктуации вряд ли есть
более запутанный и маловразумительный участок, чем текстовая
                                   40
      «Все абзацы, – говорит И.Бабель, – и вся пунктуация должны быть
сделаны правильно, но с точки зрения наибольшего воздействия текста
на читателя (выделено нами). Особенно великолепен абзац. Он
позволяет спокойно менять ритмы и часто, как вспышка молнии,
открывает знакомое нам зрелище в совершенно неожиданном виде. Есть
хорошие писатели, но они расставляют абзацы и знаки препинания кое-
как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней лежит муть
спешки и небрежности…
      Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на
гравюре» (Паустовский 1962, с. 349).
      В этом размышлении для нас важны следующие моменты:
      1)     свидетельство    о    намеренном,    целенаправленном     и
целесообразном использовании пунктуационных средств;
      2)     указание на их психологическую и эстетическую значимость;
      3)     признание роли абзацного членения в организации и
репрезентации логико-смыслового содержания;
      4)     определение абзаца как средства ритмообразующего и таким
образом конституирующего композиционную структуру;
      5)     наконец, необходимость знания правил, норм, принятых
«эталонов» оформления письменного текста и тех возможностей, которые
предоставили автору благодаря существующим традициям, нормам.
      Чрезвычайно важная роль абзаца в композиционной и сюжетной
структуре текста отмечается и лингвистами. Так, М. Я. Дымарский,
анализируя сверхфразовый уровень организации текста рассказов
И.А.Бунина «Холодная осень», В.С.Маканина «Страж», В.М.Сотникова
«Перед зимой», пишет о том, что «абзацное членение, как выясняется,
прямо связано с концептуальной основой произведения», «с движением
сюжетного времени», является «средством выражения ритма», вскрывает
«авторскую трактовку значимости того или иного события в пределах
ряда» и т.д. (Дымарский 1993, с. 28, 130).
      Однако «строевой единицей» текста, несмотря на всю его
значимость, на то, что это наиболее явная, видимая категория структуры
(не только композиционной), абзац не признается. Ему отводится роль
композиционно-стилистической единицы, соответствующей или не
соответствующей строевым, «формирующим собственно материю текста»
(там же, с. 26). (К строевым единицам относятся сложные синтаксические
целые, диалогические единства и линейно-синтаксические цепи).
     Нам представляется очень важным определение статуса абзаца в
системе текстовых единиц хотя бы потому, что он так давно, много и
успешно работает в организации «материи текста», что заслуживает
перевода из числа «почасовых работников» или «совместителей» в разряд
«штатных сотрудников». Может быть, для этого придется создать
специальные подразделения. Пока что в теории пунктуации вряд ли есть
более запутанный и маловразумительный участок, чем текстовая