Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

38
Прецедентные тексты, по Ю. Н. Караулову, - реминисценция от
одного слова до текста: «Назовем прецедентными тексты, значимые для
одной или иной личности в познавательном и эмоциональных
отношениях, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные
и окружению данной личности, включая и предшественников и
современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется
неоднократно в
дискурсе данной языковой личности (Караулов 1987,
с.216). К прецедентным текстам относят не только цитаты из
художественных текстов, отвечающие требованиям (1)-(3), но и мифы,
предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки,
анекдоты и т.п. прецедентным текстом может быть и имя собственное
(Лукин 2005, с.119).
Тексты-вкрапления выполняют и смысловую, и структурную роль.
Одним из приемов включения текста в текст является содержание текстов,
например, А. С. Пушкин в «Дубровском» ввел текст подлинного
судебного дела XVIII века, изменив лишь имена.
Центонные тексты представляют собой целый комплекс аллюзий и
цитат, и речь идет не о введении отдельных «интекстов», а о создании
некоего сложного языка иносказания, внутри
которого семантические
связи определяются литературными ассоциациями. Общая аллюзивная
нагруженность текста характеризует текст стихотворения Л. Губанова «На
смерть Б. Пастернака», который, кроме уже перечисленных
интертекстуальных элементов, включает и компоненты текста, созданные
по методу «сращения» цитатных атомов разных поэтов (Фатеева 2000,
с.137):
То вбит не каменьвогнан гвоздь (Цветаева)
И холодна разлуки шерсть (
Мандельштам).
И пусто после вас совсем
Не соловьи, одни воробышки.
А кто поет, так те в Воронеже (Мандельштам)
Иль на нейтральной полосе (Высоцкий).
Наш путь хоть голоден, но ясен (Мандельштам),
И мы еще потреплем мир,
Как делал это рыжий Разин
И хлебниковский говор лир.
Неотъемлемой единицей структуры художественного текста
является
композиционно-графический блок, организованной при помощи
абзацного членения.
Абзацное членение (как и многие другие сугубо текстовые знаки)
рассчитано на то, что при чтении «ухо превращается в глаз», по образному
выражению крупнейшего теоретика музыки Е. В. Назайкинского, который
отмечает, что даже «в движениях звуковой массы» профессиональный
                                   38
      Прецедентные тексты, по Ю. Н. Караулову, - реминисценция от
одного слова до текста: «Назовем прецедентными тексты, значимые для
одной или иной личности в познавательном и эмоциональных
отношениях, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные
и окружению данной личности, включая и предшественников и
современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется
неоднократно в дискурсе данной языковой личности (Караулов 1987,
с.216). К прецедентным текстам относят не только цитаты из
художественных текстов, отвечающие требованиям (1)-(3), но и мифы,
предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки,
анекдоты и т.п. прецедентным текстом может быть и имя собственное
(Лукин 2005, с.119).

     Тексты-вкрапления выполняют и смысловую, и структурную роль.
Одним из приемов включения текста в текст является содержание текстов,
например, А. С. Пушкин в «Дубровском» ввел текст подлинного
судебного дела XVIII века, изменив лишь имена.

      Центонные тексты представляют собой целый комплекс аллюзий и
цитат, и речь идет не о введении отдельных «интекстов», а о создании
некоего сложного языка иносказания, внутри которого семантические
связи определяются литературными ассоциациями. Общая аллюзивная
нагруженность текста характеризует текст стихотворения Л. Губанова «На
смерть Б. Пастернака», который, кроме уже перечисленных
интертекстуальных элементов, включает и компоненты текста, созданные
по методу «сращения» цитатных атомов разных поэтов (Фатеева 2000,
с.137):
      То вбит не камень – вогнан гвоздь (Цветаева)
      И холодна разлуки шерсть (Мандельштам).
      И пусто после вас совсем –
      Не соловьи, одни воробышки.
      А кто поет, так те в Воронеже (Мандельштам)
      Иль на нейтральной полосе (Высоцкий).
      Наш путь хоть голоден, но ясен (Мандельштам),
      И мы еще потреплем мир,
      Как делал это рыжий Разин
      И хлебниковский говор лир.
      Неотъемлемой единицей структуры художественного текста
является композиционно-графический блок, организованной при помощи
абзацного членения.

     Абзацное членение (как и многие другие сугубо текстовые знаки)
рассчитано на то, что при чтении «ухо превращается в глаз», по образному
выражению крупнейшего теоретика музыки Е. В. Назайкинского, который
отмечает, что даже «в движениях звуковой массы» профессиональный