Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

39
музыкант часто усматривает «абстрактный фигурный рисунок нотных
изображений» (Назайкинский 1988, с. 25).
Использование абзацного членения, в высшей степени осознанное,
целенаправленное, последовательно осуществляемое пишущим,
выполняет целый ряд творческих заданий. Об этом говорят сами авторы
художественных произведений, раскрывая некоторые секреты своей
творческой лаборатории. К сожалению для исследователей (и к счастью
для читателей), писатели не очень
часто вдаются в технические
подробности своей работы, поскольку, как пишет Е. И. Замятин, «попытка
анализировать творческий процесс неминуемо приводит к тому, что
творческая работа останавливается, а стало быть, и анализу конец. Вот
чем объясняется, что у писателей мы так мало находим указаний на то,
как проходит творческий процесс. Мы находим
только неопределенные
указания на то, что писать трудно, или радостно, или мучительно»
(Замятин 1999, с. 504).
Тем большую ценность имеют для нас немногие заметки, которые
указывают на то место и роль, ту значимость средств, предоставляемых
автору языком в виде «добротного, может быть, даже драгоценного
строительного материала». Истинный Мастер превращает строительный
материал в «
живую драгоценность», а в случае необходимости
синтезирует новый.
«Душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до
знаков препинания», – писал А. А. Блок. И. А. Бунин считал, что «одна
запятая может нарушить всю музыку и повергнуть автора в форменный
недуг», а потому требовал от редакторов сохранить все поставленные им
знаки
препинания.
Для автора важен даже рисунок, «внешность» слова, размещение
слов в пространстве, поскольку «звучание и образ каждого выделенного
слова, не говоря уже об их последовательности, синтаксисе, пунктуации и
даже их расположении на странице, отклоняют мысль в то или иное
направление», – утверждает Жак Деррида, создатель теории
деконструкции, теории стратегии чтения, рассматривающей законы
«пересобирания перечитываемого».
Стратегия чтения предполагает осознанный подход к тем средствам,
которые автор использует в стратегии письма, к тем указаниям, тем
сигналам, которые позволяют адекватно воспринимать содержание.
Такими указателями, ориентирами, выполняющими целый ряд
задач, являются текстовые знаки, и в первую очередьабзац.
В «Повести о жизни» К. Г. Паустовский рассказывает о
том, как
работал над своими произведениями И. Бабель, о том, какой «каторжный
труд» стоял за окончательным вариантом текста, как создавалась «густая,
литая проза» из собрания более или менее удачных кусков, связанных
между собою скучнейшими служебными связями, так называемыми
«мостами», своего рода «грязными веревками».
                                  39
музыкант часто усматривает «абстрактный фигурный рисунок нотных
изображений» (Назайкинский 1988, с. 25).
      Использование абзацного членения, в высшей степени осознанное,
целенаправленное,       последовательно    осуществляемое     пишущим,
выполняет целый ряд творческих заданий. Об этом говорят сами авторы
художественных произведений, раскрывая некоторые секреты своей
творческой лаборатории. К сожалению для исследователей (и к счастью
для читателей), писатели не очень часто вдаются в технические
подробности своей работы, поскольку, как пишет Е. И. Замятин, «попытка
анализировать творческий процесс неминуемо приводит к тому, что
творческая работа останавливается, а стало быть, и анализу конец. Вот
чем объясняется, что у писателей мы так мало находим указаний на то,
как проходит творческий процесс. Мы находим только неопределенные
указания на то, что писать трудно, или радостно, или мучительно»
(Замятин 1999, с. 504).
      Тем большую ценность имеют для нас немногие заметки, которые
указывают на то место и роль, ту значимость средств, предоставляемых
автору языком в виде «добротного, может быть, даже драгоценного
строительного материала». Истинный Мастер превращает строительный
материал в «живую драгоценность», а в случае необходимости –
синтезирует новый.
      «Душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до
знаков препинания», – писал А. А. Блок. И. А. Бунин считал, что «одна
запятая может нарушить всю музыку и повергнуть автора в форменный
недуг», а потому требовал от редакторов сохранить все поставленные им
знаки препинания.
      Для автора важен даже рисунок, «внешность» слова, размещение
слов в пространстве, поскольку «звучание и образ каждого выделенного
слова, не говоря уже об их последовательности, синтаксисе, пунктуации и
даже их расположении на странице, отклоняют мысль в то или иное
направление», – утверждает Жак Деррида, создатель теории
деконструкции, теории стратегии чтения, рассматривающей законы
«пересобирания перечитываемого».
      Стратегия чтения предполагает осознанный подход к тем средствам,
которые автор использует в стратегии письма, к тем указаниям, тем
сигналам, которые позволяют адекватно воспринимать содержание.
      Такими указателями, ориентирами, выполняющими целый ряд
задач, являются текстовые знаки, и в первую очередь – абзац.
      В «Повести о жизни» К. Г. Паустовский рассказывает о том, как
работал над своими произведениями И. Бабель, о том, какой «каторжный
труд» стоял за окончательным вариантом текста, как создавалась «густая,
литая проза» из собрания более или менее удачных кусков, связанных
между собою скучнейшими служебными связями, так называемыми
«мостами», своего рода «грязными веревками».