Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

43
культуры – «это пространство мы определяем как с е м и о с ф е р у»
(Лотман 1996 , с.165).
Б. А. Успенский является автором концепции, в которой
пространство текста понимается как результат взаимодействия множества
точек зренияавтора, персонажа, получателя. Пространство текстаэто
пространство, описываемое в тексте с одной или всех
названных точек
зрения. Точки зрения могут как различаться, так и совпадать друг с
другом. Точка зрения может быть конкретизирована в плане идеологии,
фразеологии или психологии. Идеологическая точка зрения «проявляется
в первую очередь в том, как тот или иной герой (носитель точки зрения)
оценивает окружающую действительность» (Успенский 1995, с.21).
Фразеологическая точка зрения имеет
место, «когда автор
описывает различных героев различным языком» (там же, с.30).
Средствами выражения этой точки зрения являются прямая, косвенная и
несобственно-прямая речь, сказ, я-рассказ, употребление имен
собственных.
Психологическая точка зренияэто преднамеренно субъективная
позиция при восприятии того или иного факта (Успенский 1995, с.108).
За исключением фразеологической точки зрения все
перечисленные
точки зрения и позиции имеют отношение в большей мере к
изображаемому в тексте пространству, нежели к лингвистически
осмысленному понятию «пространство текста».
В целом внимание Б. А. Успенского сосредоточено на пространстве,
изображаемом в тексте (произведении), но не на пространстве текста
пространстве, образуемом текстом. Отсюда и приоритет времени над
пространством.
Пространство, по
В. Н. Топорову, есть категория предельного
обобщения, которой объединены реальность, человек, текст и слово.
Реальное пространство понимается им в соответствии с архаической
моделью мира – «как одухотворенное и качественно разнородное. Оно не
является идеальным, абстрактным, пустым, но предшествует вещам, его
заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и
всегда вещно;
вне вещей его не существует» (Топоров 1982, с.340-341).
Пространство как текст, текст как пространство и человек (автор)
как творец пространства текставсе эти важнейшие для концепции
Топорова пункты объединены исходным понятием «мифопоэтического» и
«мифа».
Семантическое пространство текста
Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарин считают, что семантическое
пространство текстаэто ментальное образование, в формировании
которого участвует, во-первых, само словесное литературное
произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор
языковых знаковслов, предложений, сложных синтаксических целых
(виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем
                                  43
культуры – «это пространство мы определяем как с е м и о с ф е р у»
(Лотман 1996 , с.165).
      Б. А. Успенский является автором концепции, в которой
пространство текста понимается как результат взаимодействия множества
точек зрения – автора, персонажа, получателя. Пространство текста – это
пространство, описываемое в тексте с одной или всех названных точек
зрения. Точки зрения могут как различаться, так и совпадать друг с
другом. Точка зрения может быть конкретизирована в плане идеологии,
фразеологии или психологии. Идеологическая точка зрения «проявляется
в первую очередь в том, как тот или иной герой (носитель точки зрения)
оценивает окружающую действительность» (Успенский 1995, с.21).
      Фразеологическая точка зрения имеет место, «когда автор
описывает различных героев различным языком» (там же, с.30).
Средствами выражения этой точки зрения являются прямая, косвенная и
несобственно-прямая речь, сказ, я-рассказ, употребление имен
собственных.
      Психологическая точка зрения – это преднамеренно субъективная
позиция при восприятии того или иного факта (Успенский 1995, с.108).
      За исключением фразеологической точки зрения все перечисленные
точки зрения и позиции имеют отношение в большей мере к
изображаемому в тексте пространству, нежели к лингвистически
осмысленному понятию «пространство текста».
      В целом внимание Б. А. Успенского сосредоточено на пространстве,
изображаемом в тексте (произведении), но не на пространстве текста –
пространстве, образуемом текстом. Отсюда и приоритет времени над
пространством.
      Пространство, по В. Н. Топорову, есть категория предельного
обобщения, которой объединены реальность, человек, текст и слово.
Реальное пространство понимается им в соответствии с архаической
моделью мира – «как одухотворенное и качественно разнородное. Оно не
является идеальным, абстрактным, пустым, но предшествует вещам, его
заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и
всегда вещно; вне вещей его не существует» (Топоров 1982, с.340-341).
      Пространство как текст, текст как пространство и человек (автор)
как творец пространства текста – все эти важнейшие для концепции
Топорова пункты объединены исходным понятием «мифопоэтического» и
«мифа».

                     Семантическое пространство текста
      Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарин считают, что семантическое
 пространство текста – это ментальное образование, в формировании
 которого участвует, во-первых, само словесное литературное
 произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор
 языковых знаков – слов, предложений, сложных синтаксических целых
 (виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем