ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
45
ориентировано на индивидуализацию событий и их участников. Важными
признаками его являются конкретность, единичность, однонаправленное
культурно-историческое развертывание.
Для практики лингвистического анализа текстового времени важно
различать время циклическое, линейное, разом данное и способы
их репрезентации.
В качестве основных признаков реального времени (времени
действительного мира) принято называть его одномерность, необратимость,
однонаправленность (от прошлого к настоящему и будущему),
протяженность (длительность), временной порядок,
одновременность/разновременность, кратность (повторяемость)
/однократность. В художественном тексте наблюдается, с одной стороны,
стремление авторов передать жизненный поток событий подобно
реальному времени, а с другой - стремление передать существеннейшие
свойства времени, изменить его ход, размыть, разомкнуть временные
границы, прервать однонаправленность времени.
Текстовое художественное время является моделью воображаемого
мира, в различной степени приближенного к реальному, от которого оно
отличается многомерностью, образностью. Каждое отдельное литературно-
художественное произведение имеет собственное время, характеризующее
отображаемый в данном произведении мир событий, отношений,
переживаний. Художественное время - это и репрезентация реального
времени в различном объеме, масштаба с различных точек зрения, и
своеобразный аспект художественно изображенной действительности, и
конструктивный элемент текста. Сам ход времени в художественном тексте
иной, чем в действительности, так как автор текста волен в общем потоке
изображаемых событий выделять, укрупнять те из них, которые в
соответствии с его творческим замыслом являются наиважнейшими,
ключевыми, и, наоборот, компрессировать, сжимать события менее важные.
Как показали исследования категории времени в художественном
тексте (И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова), текстовые функции времен
различны: «Прошедшее время ближе и понятнее, чем будущее. В
художественном произведении прошедшее время приближено к нам. Силой
художественной изобразительности автор делает прошлое настоящим.
Читатель как бы становится свидетелем и наблюдателем происходящего
(Гальперин 1981, с. 92). Формы
настоящего времени — основной способ
презентации вечных истин, независимых от субъекта.
В то же время в художественном тексте временные значения не
всегда четко противопоставляются и дифференцируются, так как общая
семантика текста способна редуцировать, стирать темпоральные различия,
следствием чего является контаминация, переплетение временных
значений в контексте текстового фрагмента или целого текста. Значения
глаголов преобразуются в тексте, в результате чего, как замечает И. Р.
45 ориентировано на индивидуализацию событий и их участников. Важными признаками его являются конкретность, единичность, однонаправленное культурно-историческое развертывание. Для практики лингвистического анализа текстового времени важно различать время ц и к л и ч е с к о е , л и н е й н о е , р а з о м д а н н о е и способы их репрезентации. В качестве основных признаков реального времени (времени действительного мира) принято называть его одномерность, необратимость, однонаправленность (от прошлого к настоящему и будущему), протяженность (длительность), временной порядок, одновременность/разновременность, кратность (повторяемость) /однократность. В художественном тексте наблюдается, с одной стороны, стремление авторов передать жизненный поток событий подобно реальному времени, а с другой - стремление передать существеннейшие свойства времени, изменить его ход, размыть, разомкнуть временные границы, прервать однонаправленность времени. Текстовое художественное время является моделью воображаемого мира, в различной степени приближенного к реальному, от которого оно отличается многомерностью, образностью. Каждое отдельное литературно- художественное произведение имеет собственное время, характеризующее отображаемый в данном произведении мир событий, отношений, переживаний. Художественное время - это и репрезентация реального времени в различном объеме, масштаба с различных точек зрения, и своеобразный аспект художественно изображенной действительности, и конструктивный элемент текста. Сам ход времени в художественном тексте иной, чем в действительности, так как автор текста волен в общем потоке изображаемых событий выделять, укрупнять те из них, которые в соответствии с его творческим замыслом являются наиважнейшими, ключевыми, и, наоборот, компрессировать, сжимать события менее важные. Как показали исследования категории времени в художественном тексте (И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова), текстовые функции времен различны: «Прошедшее время ближе и понятнее, чем будущее. В художественном произведении прошедшее время приближено к нам. Силой художественной изобразительности автор делает прошлое настоящим. Читатель как бы становится свидетелем и наблюдателем происходящего (Гальперин 1981, с. 92). Формы настоящего времени — основной способ презентации вечных истин, независимых от субъекта. В то же время в художественном тексте временные значения не всегда четко противопоставляются и дифференцируются, так как общая семантика текста способна редуцировать, стирать темпоральные различия, следствием чего является контаминация, переплетение временных значений в контексте текстового фрагмента или целого текста. Значения глаголов преобразуются в тексте, в результате чего, как замечает И. Р.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- …
- следующая ›
- последняя »